Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств.

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки : причины, коррекция, профилактика

Суицидальное поведение детей и подростков

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков.

Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств.

В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими.

Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих.

Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности.

Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения.

Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна.

Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества.

Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью.

Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног.

После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни.

Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам.

При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид.

Тема нашего разговора достаточно серьезная, но и актуальная, ведь по данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте — второе (после несчастных случаев). 

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности.

Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Читайте также:  Артрит и артроз: в чем разница?

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать.

Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни. 

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков.

Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними.

Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение.

В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями.

Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».
  • Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
  • Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
  • При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
  1. Рекомендации родителям
  2. Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р
  3. одитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
  4. Родителям можно рекомендовать:
  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.

Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

  • В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
  • Оптимизация межличностных отношений в школе
  • Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.
  • Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
  • вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;
  • внушать им оптимизм и надежду;
  • проявлять сочувствие и понимание;
  • осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

Родителям для обращения к психиатру и психологу необходимо посетить детский психиатрический диспансер по адресу: г. Севастополь, ул. Очаковцев 35-А. 

Запись по телефонам: 65-92-14, +7 (978) 920-85-57, электронная регистратура doctor-92.ru.

Источник: https://dzs.sev.gov.ru/suicide.php

Суицидальное поведение у детей: причины заболевания, основные симптомы, лечение и профилактика

Психическое состояние, при котором пациент фантазирует или продумывает способы самоубийства, перетекающее в суицидальную активность. Классифицируют истинное, демонстративное и маскированное суицидальное поведение. Патология проявляется депрессией, апатичностью, замкнутостью, слезливостью, подавленностью, восприятием смерти в качестве временного явления – сна.

Диагноз устанавливают на основании анамнестических данных, клинических признаков и психиатрической беседы. Больному назначают психотерапию и медикаментозную коррекцию. Комплексная медико-психологическая помощь, а также активное участие родителей улучшают прогноз.

У детей и подростков, страдающих психическими заболеваниями и воспитывающимися в неблагополучных семьях вероятность рецидива составляет 50%.

Причины суицидального поведения

Риск суицида повышается на фоне генетической предрасположенности, сниженной активности серотонина, низкой стрессоустойчивости, эмоциональной лабильности, максимализма, эгоцентризма, зависимости от мнения других людей, фрустрации базовых потребностей, наркомании, алкоголизма, шизофрении, психопатии, депрессии, онкологических заболеваний, синдрома приобретенного иммунного дефицита. К потенцирующим факторам относят: исповедование некоторых языческих религий, принадлежность к некоторым субкультурам, проживание в асоциальной или неполной семье, насилие, унижение, тотальный контроль, отчуждение, конфликты с одноклассниками, любовные переживания. Суицид может быть спровоцирован сильным стрессом (смертью близкого, сообщением о неизлечимом заболевании, изнасилованием, невольным наблюдением за убийством) и доступностью орудий самоубийства (домашнее оружие, таблетки).

Симптомы суицидального поведения

На начальных этапах патологическое состояние проявляется депрессией и отстраненностью. В дошкольном возрасте ребенок теряет интерес к играм, мультфильмам и вкусной еде. Наблюдается вялость, апатия, замкнутость, отстраненность.

При депрессии отмечаются вегетативные и двигательные расстройства, выражающиеся нарушениями сна, снижением аппетита, нарушением пищеварения, болевыми ощущениями различной локализации. Как правило, ребенок начинает воспринимать смерть, как временное явление – сон.

В школьном возрасте дети изображают самоубийство в рисунках или рассказывают придуманные истории. Пациенты не заинтересованы в настоящем и будущем, они не планируют летний отдых, празднование дня рождения и других праздников.

Характерны вялость, усталость, замедленная речь, снижение школьной успеваемости, сонливость, слабость, ухудшение внимания, похудение. Попытки суицида могут осложняться тяжелыми травмами, увечьями, порезами, переломами шейных позвонков и других костей.

Читайте также:  Тромбофлебит глубоких вен нижних конечностей : причины, симптомы, диагностика, лечение

Диагностика суицидального поведения

Пациента консультирует психиатр и клинический психолог. Чтобы установить и подтвердить диагноз, доктор собирает анамнестическую информацию, анализирует клинические проявления и проводит психологическую беседу. В качестве дополнительных методов применяют опросники суицидального риска и Г.

Айзенка, рисуночные тесты, метод незаконченных предложений и тест Люшера. При комплексном исследовании определяется наличие истероидных, сензитивных, эмоционально-лабильных и возбудимых акцентуированных черт, которые могут сочетаться с депрессией, эмоциональной неуравновешенностью и импульсивностью.

Лечение суицидального поведения

В предсуицидальной фазе больного направляют на психотерапию и назначают антидепрессанты. Родителям необходима психологическая консультация, во время которой их учат взаимодействовать с ребенком и правильно реагировать на его замкнутое эмоциональное состояние.

Если пациент попытался покончить жизнь самоубийством, его госпитализируют. Ребенку или подростку необходимо постоянное наблюдение, для предотвращения повторной попытки суицида. При выявлении депрессии или биполярного расстройства подбирают специальные препараты.

В постсуицидальной фазе проводится индивидуальная и групповая психотерапия.

Профилактика суицидального поведения

Специфические методы профилактики не разработаны. Необходимо, чтобы в семье была благоприятная атмосфера и ребенок имел доверительные отношения с родителями. Важно учить подростка противостоять стрессу и разрешать конфликты. Если у ребенка меняются эмоциональные реакции, рекомендована консультация психолога.

Источник: https://www.obozrevatel.com/health/bolezni/suitsidalnoe-povedenie-u-detej.htm

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и причины

К нашему величайшему сожалению самоубийство детей и подростков не редкость в нашем обществе, особенно в последние годы. Хотя этот феномен последнее время стал почти повсеместным, все же каждый случай суицида, а также суицидального поведения является индивидуальным, у каждого ребенка свои мотивы, свои факторы. И факторы эти можно разделить следующим образом:

1)Социально-демографические факторы. К ним мы можем отнести такие как пол, возраст, место жительства, семейные факторы ( в том числе потеря одного из родителей , развод родителей, постоянная конфликтно-деструктивная атмосфера в семье, семейная история суицидов, социально-экономическая ситуация).

2)Для людей склонных к депрессии это могут быть такие факторы, как время года, время суток, изменения в атмосфере и т.д.

3)Очень важными факторами могут являться медицинские факторы суицидального риска.

Это острые и хронические соматические заболевания, неизлечимые тяжелые болезни, как рак, СПИД, психологическая неустойчивость (гнев, раздражительность, обидчивость), органические и психические патологии, эмоциональные расстройства, депрессия и особенно алкоголизм, наркомания. Исследователями также выявлено генетическая предрасположенность к суициду, т.е. есть такой фактор риска как семейная предрасположенность.

4) Чрезвычайно важным фактором является и влияние подростковой субкультуры. Например, после сообщения в СМИ в 1999 году о самоубийстве лидера молодежной группы «Иванушки интернешнл» Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

Ученый А.Е. Личко в своем труде, опубликованном в 1978 году, отмечает следующие причины суицида среди подростков:

  • — потеря любимого человека;
  • — состояние переутомления;
  • — уязвленное чувство собственного достоинства;
  • — разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных средств и наркотиков;
  • -различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

Существует давний миф о том, что «говорящие о самоубийстве никогда его не совершают». Как доказала практика это не только ложное, но и опасное утверждение.

Вначале угроза самоубийства является как бы криком о помощи, о спасении от одиночества или безвыходного положения. И если не найдется ни одного заинтересованного человека, действительно желающего помочь отчаявшемуся подростку, он может реально осуществить свою угрозу.

Говоря о суициде детей и подростков нельзя не затронуть так называемые «Группы смерти», которые появились в социальных сетях и в последнее время являются настоящей угрозой обществу, призывая детей и подростков к самоубийству, внушая им мысли о бессмысленности жизни, о своей собственной никчемности, недостойности. Романтизируя смерть и призывая к самоубийству, они фактически являются виртуальными террористами, которые доводят подростков до самоубийства. «Группы смерти» — это новая угроза для молодежи, с ещё несформировавшимся здравым смыслом.

В «группах смерти» в соц.сетях культивируется смерть, депрессивное состояние, суицидальные наклонности. А такие жизненные ценности, как жизнь, семья, друзья, образование, карьера критикуются, высмеиваются и обесцениваются.

Дети, привлечённые необычными заявлениями, высказываниями вступают в эти группы и начинают получать различные задания, которые по мере выполнения становятся все более изощрёнными. По каждому выполненному заданию дети представляют фотоотчет своему куратору.

Например, подросток должен причинить себе боль разными способами: он должен порезать себя ножом, стеклом, лезвием, иглой, листом бумаги и другими режущими предметами. Затем он должен вырезать на своем теле красивые фигуры.

Он также получает такие задания как забраться на высоту (например, на высотный дом) и смотреть по долгу вниз, завязывать удавку на шее, удерживать очень долго дыхание под водой, подходить очень близко к железнодорожным путям, к проезжающему поезду или автомобилю. Постепенно психика ребенка разрушается и он готов к выполнению задания о самоубийстве.

Символом этих групп становятся кит или бабочка, и подросток часто рисует их, где только возможно, в том числе и вырезает на своем теле.

Кит представляется детям как мудрое и величественное животное, которое бесконечно одиноко, и не вынося терзающей душу грусти, выбрасывается на берег, совершая тем самым самоубийство.

А бабочка красива и свободна, но у нее очень короткая жизнь – всего один день.

Реальные признаки для родителей, по которым они могут узнать, что ребенок попал в группу смерти: 1) Подросток постоянно использует телефон, планшет, ноутбук или компьютер для общения с кем-то в соц.сетях. 2) Подросток меньше общается с другими детьми, становится замкнутым.

3) Подросток больше времени, чем ранее, начинает проводить время в одиночестве, отказываясь идти гулять или общаться с семьей, пытается оставаться наедине с собой. 4) Подросток рисует на своем теле китов и бабочек, на школьной доске, да и где только можно.

5)Подросток причиняет себе боль различными предметами (ножом, стеклом, лезвием, иглой, листом бумаги, прижигает себя тлеющей сигаретой), наносит самоповреждения, в том числе вырезая на теле красивые предметы ( в основном бабочек и китов).

6) Подросток интересуется способами лишения себя жизни «присматривается» к ним. К этим способам можно отнести, поднятие на высоту и созерцание подолгу вниз, завязывание и затягивание удавки на шее, удерживание дыхания под водой, близкое нахождение около железнодорожных и автотранспортных путей.

7) Подросток постоянно хочет спать, становится пассивным, безучастным. 8) Подросток постоянно ест или, наоборот, отказывается от еды.

«Группы смерти» — это настоящие секты, заманивающие подростков в свою секту, а затем удерживающие их шантажом и угрозами. Конечно, существует мнение, что это просто группа подростков, желающих взволновать родителей, получить внимание. В любом случае этот опасный феномен существует и очень важно оградить, уберечь наших детей и подростков от его опасного влияния.

Во-первых, нужно доверительно побеседовать с ребенком, прояснить эту проблему, рассказать о ловушках, при помощи которых кураторы этих групп заманивают человека, а потом удерживают при помощи шантажа и угроз. Ознакомить ребенка с серьезными последствиями деятельности этих групп, их обманом.

Родителям нужно относиться к ребенку с особым вниманием, любовью, интересом. Нелишним будет следить, за тем, что происходит в социальных сетях ребенка и смотреть нет, ли у него на теле порезов, но все это делать ненавязчиво, глубоко уважая личность ребенка, доверительно.

Ни в коем случае нельзя игнорировать и обесценивать слова ребенка, когда он вам что-то рассказывает, слушать его внимательно, с участием. Иначе вы оттолкнете от себя ребенка, и он пойдет со своими проблемами к другим людям, иногда очень опасным. То, что нам кажется ерундой, для подростка может быть вопросом жизни и смерти, например, неразделенная любовь, отверженность сверстниками.

Не нужно бояться говорить на опасные темы. Создание запрещенных тем, наоборот, вызывает интерес, в том числе и тема суицида.

Нужно развенчать миф о романтичности смерти. Важно поговорить с ребенком о том, что ничего романтичного в суициде нет. Смерть безвозвратна, за ней нет никаких синих китов, красивых бабочек и волшебных миров, что это всё обман. Откровенный разговор с подростком о том, как смерть и самоубийство выглядят на самом деле, станет важным шагом на пути возвращения ребенка из облака грёз.

Информацию подготовил врач-психиатр Р.Р. Баторшин

Источник: http://beloyarskaya-crb.ru/info/articles/suitsidalnoe-povedenie-u-detey-i-podrostkov-fa4ktory-riska-i-prichiny/

Факторы риска суицидального поведения детей и подростков

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код 196760
Дата создания 15 июня 2017
Страниц 26
Мы сможем обработать ваш заказ 19 марта в 10:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, однако чаще как возраст полового созревания.

Возрастной этап в целом можно характеризовать четко выраженной спецификой изменения морфофункциональных критериев как за весь период вообще, так и от возраста к возрасту.

Возрастной этап характеризуется значительным ростовым пубертатным скачком, увеличением длины и веса тела, окружности грудной клетки, емкости легких.

Подростковым принято считать этап развития от 11 до 17 лет; он характеризуется активным совершенствованием и перестройкой социальной деятельности личности ребенка. В литературе часто разграничивают подростковый возраст и юношество. В осознании хронологических границ данных периодов нет единства. С некоторой мерой условности можно считать факт того, что «подростничеств …

Введение 3 1. Суицид как мультидисплинарный феномен 5 2. Характеристика и формы суицидального поведения 7 3. Факторы риска и защиты суицидального поведения у детей и подростков 9 4. Общая характеристика подросткового возраста 12 5. Психологическая коррекция 19 Заключение 22 Список литературы 25 Проблема суицида в истории мировой цивилизации выступала в качестве религиозной, как юридическая, как морально– этическая – проблема последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности (А. Г. Амбрумова). Монография Э. Дюркгейма «Самоубийство» (1897) является одним из первых трудов по суицидологии, внесшим значительный вклад в социальную психологию. С точки зрения Э. Дюркгейма, аномия занимает первое место среди разнообразия мотивов к самоубийству. Аномия является сложным комплексом извращенных взаимоотношений индивида и общества: 1. обезличенность государственной машины, 2. отсутствие непосредственных связей между устремлениями социума и личности, падение идеалов, 3. одиночество, 4. опустошенность, 5. бесцельность существования. Иллюстрация основных выводов Э. Дюрк гейма подтверждается последующими исследованиями, вплоть до самого последнего времени, в то время как рост самоубийств продолжался и продолжается по восходящей кривой. С точки зрения Г.И. Гордона («Современные самоубийства», 1912), внутренние настроения и переживания, а не внешние обстоятельства являются главными причинами самоубийств. В то время как М. Я. Феноменов («Причины самоубийств в русской школе», 1914) считал, что эпидемия самоубийств заключается в процессе роста страны, создания новых форм жизни. Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки. По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. В России, за последние 6-7 лет, частота суицидов составила 19-20 случаев на 100 тысяч подростков. Средний показатель в мире – 7 случаев на 100 тысяч. Это выводит нашу страну на одно из первых мест в списке стран, где подросткам наиболее свойственно суицидальное поведение.

Читайте также:  Полисорб при псориазе : способ применения и эффективность

Детско-подростковый и инволюционный периоды жизни человека характеризуются наибольшим своеобразием.Одиночество – один из наиболее распространенных факторов суицидального поведения.

Основные причины, порождающие чувство одиночества:внезапная утрата значимого близкого в результате смерти;утрата близкого вследствие разрыва отношений;отсутствие взаимопонимания между супругами;отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми подросткового и юношеского возраста;трудности социальной адаптации и общения у акцентуированных дисгармоничных личностей.

К возрастным особенностям суицидального поведения относятся:– для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, негативное, агрессивное отношение родителей к ребенку;– в подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями.

– в зрелом возрасте самоубийства значительно чаще встречаются у мужчин (4: 1 по отношению к женщинам), причиной которых является финансовый крах, безработица, алкоголизм. Женщины чаще совершают суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом.

Характер суицидального поведения зависит от длительности и субъективной значимости психотравмирующей ситуации;– в пожилом возрасте суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего ролевого значения (окончание трудовой деятельности, конфликты с детьми и т. д.

);– в преклонном возрасте суицидальная активность вызвана одиночеством, тяжелыми соматическими заболеваниями. В пожилом и преклонном возрасте значительно чаще встречаются самоубийства (1: 1 по отношению к суицидальным попыткам) с использованием заведомо летальных способов их осуществления.Психологические причины самоубийства занимают ведущее место среди причин самоубийства.

Психологические факторы формирования суицидального поведения рассматриваются в совокупности с социальными и биологическими. Работы, в которых преморбидные особенности личности рассматриваются как один из предиспонирующих факторов, позволяющих прогнозировать суицидальное поведение, представляют большой интерес в этом направлении исследований.С точки зрения У. П. Короленко и A. Л.

Галина к психологическим особенностями суицидентов относятся:преобладание формально-логического типа мышления,чувствительность аффективной сферы ,недостаточность активного воображения.

Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов, которая характерна суицидентам, выражается в преобладании формально-логического типа мышления и выраженном влиянии на интеллект аффективной сферы.

В то же время недостаточно развитое воображение приводит к следующим последствиям:фрустрация становится неожиданной,затрудняется возможность прогнозирования последствий своих действий, снижается эффективность психологических защитных механизмов, что делает суицидальную попытку более вероятной.Э.

Шнейдман выделяет такие общие черты, свойственные всем суицидентам:• Общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания.• Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания.

Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости.• Общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии.• Общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность).

Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли.• Общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание чего-то. Так по его мнению можно кардинально изменить свою жизнь.

• Общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. И.В. Конончук выделяет три основные функции суицида:1. Обращение, своего рода «крик о помощи».2. Уход от разрешения проблем, «выключение из невыносимо тяжелой жизненной ситуации».3. Отреагирование, как способ снятия эмоционального напряжения.

Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего специалиста.Глава 2. Факторы детского и подросткового суицида1. Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку.

Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида.• Ситуация длительного конфликта в семье или ситуации развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию».

• Утрата значимой привязанности, например, смерть мамы или любимой собаки для ребенка становится нелегким испытанием.• Отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.2. Психологическая неадекватность в воспитании. Следующий фактор раскрывает содержание внутрисемейного воспитания.

Ряд исследований в области педагогического насилия в образовательных учреждениях, а также неуставных отношений в рядах воинских частей, лишь подтверждают правомерность выделенного факта.

Он характеризуется:• назойливостью, морализаторством, утомительностью в отношениях, несправедливостью в требованиях и притязаниях;• наличием факта психологического или сексуального насилия;• наличием фактов физического насилия.3. Подростковое одиночество.

В групповых социально-психологических исследованиях (например, социометрии) попадают в группу «отверженные», «козлы отпущения» и др.• В начальной школе (7-9 лет), статус отверженности определяется внешними признаками, например, неряшливость, неопрятность, грязная одежда, неприятный запах и т.д.

;• В среднем звене (10-14 лет), статус отверженности определяется успешностью или, наоборот, не успешностью в учебе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.• Для юношеского периода (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения по половому признаку. 4. Трудно протекающий пубертат.

Этот фактор свидетельствует о грубых нарушениях в развитии подростка, дисгармоничном развитии, в сравнении со сверстниками.• Раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков (так называемый «ранний старт») в сравнении со сверстниками и нормами в развитии. В норме, для девочек, проявление половых признаков происходит к 11 годам, — у мальчиков – после 13 лет.

• Дисморфия (неудовлетворенность своим внешним видом в связи с очень интенсивным гармоничным развитием в период подросткового возраста).Непропорциональный рост конечностей, характерен для внешнего вида подростка, интенсивный и непропорциональный увеличения внутренних органов, провоцирует эмоциональные перепады. Наблюдаются гормональные перепады и взрывы у подростка• Яркая картина акцентуаций в подростковом возрасте.5. Личностная импульсивность как черта суицидента. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется подростковая импульсивность в следующих показателях:• высокий уровень импульсивности в тестовых методиках;• высокий уровень нервно-мышечного напряжения;• высокий уровень внушаемости;• бескомпромиссность (черно белый мир, наличие категорий только «да» и «нет», мир крайностей без полутонов).Для подростков характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.Глава 3. Психокоррекционная работаОсновную роль в генезе суицидального поведения играет не абсолютная, а относительная глубина социально-психологической дезадаптации, т. е. быстрота и степень снижения ее исходного уровня. Например, на различных клинических моделях было показано, что больший суицидальный риск представляют личности с изначально высоким уровнем адаптации по сравнению с теми, у кого до начала динамики развивались ограничения адаптационного процесса.Неспецифическая предиспозиционная фаза дезадаптации и конфликта переходит в суицидальную через своего рода критическую точку, имеющую две основные характеристики:а) ограниченное количество известных субъекту вариантов разрешения конфликта;б) субъективная оценка известных вариантов решения как неэффективных или неприемлемых.Вследствие этого конфликт приобретает характер неразрешимости и резко возрастает вероятность суицидального поведения.

1. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. – М., 1980. 2. Бачило Е.В. Факторы риска развития суицидального поведения (обзор) //Саратовский научно-медицинский журнал. — 2012. — Т. 8. — № 2. 3. Бовина И.Б. Профилактика суицида в подростковой и молодежной среде: размышляя над опытом западных моделей //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2013. — №2. — С. 214-227. — — URL: www.psyedu.ru/ 4. Ваулин С.В. Суицидальные попытки и незавершенные суициды: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. — М., 2012. 5. Веселкова Е.А., Века Л.М. Психологические аспекты подросткового суицида: методическое пособие. — Барнаул, 2006. 6. Дюркгейм Э. Самоубийство // Суицид. Хрестоматия по суицидологии.- Киев, 1996. 7. Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — СПб., 2006. 8. Ишимбаева А.Н. Суицидальное поведение у детей и подростков Забайкальского края: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 2013. 9. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. – М., 2011. 10. Полеев А. М. Телефонная психотерапия кризисных состояний // Научные и организационные проблемы суицидологии: Сб. науч. трудов. – М., 2013. 11. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. 12. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: Сборник материалов международной научно-практической конференции / Андрюхин Н.Г., Артамонова Е.Г., Банщикова Т.Н., Березина В.А., Богачева Т.Ю., Вихристюк О.В., Ермолаева А.В., Ефимова О.И., Зайцева Н.В., Карпенюк К.В., Колосова А.А., Кретова Н.О., Мищенко П.П., Ощепков А.А., Райфшнайдер Т.Ю., СинягинЮ.В., Синягина Н.Ю. / Сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М., 2013. Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/196760/referat-faktory-riska-suicidalnogo-povedeniya-detey-podrostkov.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector