Как помочь ребенку проявить свои способности?

365 дней вместе

Да, ты сможешь! Как помочь ребенку поверить в себя

3 февраля 3 075 просмотров

Екатерина Ушахина

Подростки очень уязвимы и ранимы, им непросто справляться со своими чувствам, брать на себя ответственность. Они часто чувствуют себя непонятыми и неуверенными в себе.

А между тем вера в себя вселяет любовь к жизни, дает четкое понимание, что правильно и важно именно для нас. И еще дарит незаменимое чувство, что возможно все.

Блокноты «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее» помогут ребятам от 12 лет справиться с проблемами переходного возраста и стать увереннее в себе.

Предлагаем вам несколько полезных советов, которые помогут подросткам поверить в себя.

Прочитайте эти советы вместе с подростком и обсудите их.

Подходи с умом к выбору друзей

Как помочь ребенку проявить свои способности?
Дыши. Как стать добрее
Старайся, чтобы тебя окружали люди, с которыми хорошо. Очень часто самовосприятие зависит от отношения других. Поэтому не трать время на людей, которые мыслят негативно, но и не зацикливайся на лайках и хвалебных х в социальных сетях.

Как помочь ребенку проявить свои способности?
Здесь и далее иллюстрации из книги «Дыши. Как стать смелее»

Будь добрее к себе

Когда внутренний голос вредничает и заставляет думать о плохом, остановись и скажи себе что-то хорошее. Если он нашептывает: «Я не смогу», скажи: «Я справлюсь», а вместо «У меня никогда это не получится» думай: «Если я очень постараюсь, научусь этому».

Не сравнивай себя с другими

У каждого человека есть свои преимущества и недостатки. Именно этим ты и отличаешься от своих друзей. Прими себя со всеми тараканами и не переживай из-за непохожести на других.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Будь собой

Чтобы быть собой, требуется смелость. И чем честнее ты по отношению и к себе, и к другим, тем больше будешь верить в себя.

Доверяй себе во всем, что ты делаешь, не старайся, чтобы твое поведение соответствовало неким нормам. Не смущайся желанию выложиться на все сто и никогда не переживай после неудачной попытки.

Пусть другие видят, что ты за человек — со всеми ошибками, комплексами и слабостями.

Мы не должны быть одинаковыми

Как помочь ребенку проявить свои способности?
Дыши. Как стать смелее
Тебе приходила в голову мысль, что твои тараканы — и есть твои сильные стороны?

Многих величайших мыслителей и ученых, например Альберта Эйнштейна, в молодости считали чудаками.

Над другими же издевались за то, что они пытались как-то выделиться, отличиться (очевидно, что именно школьные обидчики подтолкнули Тейлор Свифт писать песни).

Другие люди могут чувствовать себя неуверенно, чего-то бояться или просто не понимать тебя. Именно поэтому они критикуют или достают тебя по самым разным поводам, а иногда и вовсе без.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Почему так происходит? Вероятно, потому что ты не соответствуешь их представлениям. Но это естественно. Люди не обязаны быть одинаковыми, мир прекрасен разнообразием, в том числе и личностей.

Свежие идеи, новое видение, отличный от других способ мышления — все это помогает нам проявить творческие способности и оригинальность.

Быть странным — нормально. Здесь важно любить и признавать свои особенности и продолжать быть не от мира сего. Никогда не знаешь, куда это приведет.

Внимательно слушай, за что тебя хвалят, и постарайся принять это и согласиться с тем, кто делает тебе комплимент. Возьми большой лист плотной бумаги и яркими ручками нарисуй на нем дерево или цветок.

Каждый раз, когда ты проявляешь свои таланты, сильные стороны характера, используешь навык или понимаешь, что именно для тебя важно, записывай на ветке или на лепестке.

Приколи этот лист на стену, чтобы видеть, как постепенно преобразуется рисунок.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Самокритика и сомнения — это тоже часть «игры». Рядом окажутся и те, кто будет критиковать, отпускать в твой адрес негативные, даже неприятные комментарии или злобно подшучивать. Как ты знаешь, игнорировать их не всегда получается.

Но можно делать так: каждый день представляй у себя в голове стул, на котором сидят такие вот критики (внутренние и пришлые). Говори им, что знаешь об их существовании, но все равно будешь поступать по своему усмотрению.

Сила визуализации

При появлении проблем или в непривычной ситуации уверенность в своих способностях и возможности достичь успеха может улетучиться. Однако, независимо от цели, правильно настрой себя. Отличный способ — визуализация, или создание мысленного образа.

Что это такое? Мысленно ты помещаешь себя в будущую ситуацию и представляешь, как все хорошо проходит. Если ты хочешь выиграть на соревнованиях по теннису или выступить на конференции, сконцентрируйся и представь, как поднимаешь над головой кубок или как тебя поздравляют друзья и учителя.

Снова и снова проигрывая в голове успех, ты постепенно поверишь, что именно так все и будет.

Есть научные доказательства того, что визуализация поднимает самооценку и помогает улучшить качество работы. Многие профессиональные спортсмены, в том числе олимпийский гребец Стив Редгрейв и баскетболист Майкл Джордан, таким образом настраивают себя на успех в соревнованиях.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Известная медийная личность Опра Уинфри тоже доверяет визуализации и позитивному мышлению. Эти методы помогли ей выбраться из бедности и стать одной из самых богатых женщин в мире. В детстве Опра смотрела, как ее бабушка надрывалась на работе, и решила, что ее жизнь будет лучше.

Однажды на своем шоу Опра сказала: «Представьте себе лучшую, самую прекрасную жизнь, потому что мы становимся теми, кем себя видим».

Прочитайте эти советы своим детям и помогите им ценить себя такими, какие они есть.

По материалам блокнотов «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее».

Обложка статьи — иллюстрация из книги Дыши. Как стать смелее».

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2020/02/03/da-ty-smozhesh-kak-pomoch-rebenku-poverit-v-sebya/

Неуверенный в себе ребенок

Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.

Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

  • Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
  • На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
  • Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
  • Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.

Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость.

Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он? Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.

Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером. Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.

Умение нормально воспринимать критику. Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.

Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.

Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других. Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.

Артистичность и непосредственность. Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

  • Cкрытность и замкнутость в себе Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах.
  • Он мало общается Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит.
  • Он робок Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой.
  • Подражает уверенному в себе другу Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он».
  • Ему сложно установить контакт с незнакомыми Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей.
  • Самооценка занижена Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло.
  • Упрямство и заторможенность Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!

  1. Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
  2. Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
  4. Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
  5. Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.
Читайте также:  Головная боль напряжения - причины и патогенез

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда… Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Комментарий психолога:

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется.

Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители.

Без их поддержки подростку сложно меняться.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

  • Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
  • Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
  • Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
  • Поощряйте эксперименты — если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
  • Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
  • Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
  • Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.

Мы подготовили для вас простые вопросы, ответив на которые вы узнаете, на сколько ваш ребёнок верит в собственные силы. Так же, по итогам теста вы получите рекомендации психологов нашего центра.

Пройти тест

В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе.

Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка. Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет.

Занятия поводятся в мини группах по возрастам.

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/neuverennyy-v-sebe-rebenok/

Как раскрывать и развивать детские способности

Большинство родителей обеспокоены вопросом, когда и как раскрывать и развивать детские способности. Заголовками по данной теме пестреют журналы и различные Интернет-ресурсы. Как никогда широк ассортимент всевозможных развивающих программ. На выбор родителей предлагается огромное количество кружков, занятий, секций.

Многие родители в силу своей занятости и усталости предпочитают поручить воспитание и образование малыша другим людям, более опытным и компетентным. Главное, чтобы посещал кружки, ходил на занятия, а там пусть и развивают его способности. Но мало кто из взрослых задумывается о том, как не лишить ребенка этих способностей?

Основы его творчества закладываются в семье задолго до того, как им займутся специалисты. Именно благодаря родителям ребенок может реализовать свои возможности, раскрыть себя и стать талантливым человеком. Неправильное же отношение может погубить творческие способности в самом начале, и тогда талант будет «зарыт в землю».

Что представляет собой детское творчество

Под творчеством вообще понимается деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, оригинальное, что может потом войти в историю искусства, науки и т.д. Разумеется, творчество ребенка-дошкольника не вполне подходит под это определение, т.к. обычно не представляет ценность для общества.

Творческие проявления присущи каждому ребенку, а его ежедневные достижения важны, в первую очередь, для него самого, для развития и становления его личности. Причем проявляться творчество может во всех видах детской деятельности, будь то лепка, рисование, придумывание сказки или просто игра. Творчество для дошкольника – это, скорее, способ познания мира.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Красивая и аккуратно выполненная по заданию педагога работа не всегда является творческим продуктом (это может быть просто повторение образца).

А, на первый взгляд, неказистый рисунок может значить для развития ребенка гораздо больше. Творческий продукт ребенок создает по собственной инициативе, делает это с желанием, в процессе придумывая что-то новое.

В конечном результате может получиться не то, что было задумано, а нечто непредсказуемое.

К примеру, девочка 4-х лет катает шарик из пластилина (вроде бы повторяет и закрепляет действие взрослого). Вдруг под руку попадается гофрированный картон, и она тут же катает по нему (открывает для себя – какой же интересный получился шарик!). А дальше из таких шариков вдруг появляется причудливая гусеница – вот оно творческое открытие малышки!

Цепочкой таких открытий и начинается творческий путь ребенка. Безусловно, овладение приемами и техникой исполнения также необходимо в любом виде творческой деятельности. Но оно не является главной целью, а лишь совершенствует способы выражения творческого замысла.

Когда нужно развивать творчество у ребенка

До рождения

Огромное значение имеет сама подготовка к беременности, здоровье будущей мамы, атмосфера беременности, сам процесс родов. Отношение к миру, умение видеть красоту вокруг закладывается задолго до рождения малыша.

От 0 до 6 месяцев

В это период ребенку необходимы: уход, защита, питание, любовь. И если родители готовы заботиться о малыше с радостью, он окружен истинной любовью и заботой, то у него появляется доверие к миру и желание познавать его.

От 7 месяцев до 1,5 лет

У малыша формируется способность к познанию. Ему необходимо играть, пробовать, чувствовать, узнавать. Очень важно поддержать и сохранить стремление к познанию и любознательность – это основа развития творческих способностей (да и успешного обучения в дальнейшем).

От 1,5 до 3 лет

Происходит рост и отделение ребенка от родителей – процесс трудный, но необходимый. Основные задачи – поддержать формирующуюся самостоятельность («я сам!) и одновременно установить границы дозволенного (формируются понятия «можно» и «нельзя»).

Как помочь ребенку проявить свои способности?

От 4 до 6 лет

Самый активный период определения склонностей и способностей ребенка. Родителям важно – ненавязчиво предлагать различные виды деятельности, внимательно наблюдая за тем, что нравится ребенку. Основная задача – помочь проявить ребенку его индивидуальность, а не «лепить» по замыслу родителей или согласно «модным течениям».

От 7 до 12 лет

Продолжается активный поиск интересов и «обретение себя» в мире. Для раскрытия и развития способностей или таланта необходим опытный наставник. Также важна поддержка со стороны родителей.

От 12 до 18 лет

Период постепенного отделения от родителей и самостоятельного «творческого роста». Поддержка родителей, хотя и видоизменяется, все же крайне необходима.

Способный или талантливый

Способности ребенка определяются его склонностью (влечением, интересом) к какому-либо виду деятельности. Важным атрибутом способностей являются задатки — физиологические особенности мозга, позволяющие эту деятельность успешно осуществлять (как, например, музыкальный слух и т.п.).

Соответственно, способности есть у каждого ребенка, только они могут быть выражены в разной степени. И не всегда их легко можно выявить. Одаренность – такое сочетание способностей, которое позволяет ребенку, к примеру, хорошо танцевать или петь, и достичь в этом более высоких, по сравнению с другими детьми, результатов.

Современная концепция одаренности не выделяет отдельно творческие способности (или творческую одаренность), поскольку проявляются они в любом виде деятельности: практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, духовно-ценностной.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Одаренность актуальная проявляется ярко (успехи его заметно отличаются от успехов других детей и имеют общественную значимость), тогда можно говорить, что ребенок талантлив. Но талантливые дети встречаются довольно редко. А вот детей, обладающих творческим потенциалом, т.е. имеющих возможности для достижения успеха, гораздо больше.

Если малыш в 3-4 года проявляет огромное желание получать все новую и новую информацию, если он пытлив и настойчив, и опережает сверстников по общему уровню своего развития, если он стремится к творчеству в игре и в других видах деятельности, то можно говорить о потенциальной одаренности. Только эта одаренность может проявиться при благоприятных условиях. Вот именно на этом вопросе и хочется остановиться подробнее.

Читайте также:  Острый и хронический стеноз гортани и трахеи

Что мешает ребенку развивать способности

  • неуверенность в своих силах;
  • неумение справляться с отрицательными эмоциями;
  • неправильный подход родителей к системе оценок;
  • неосторожные высказывания взрослых в адрес ребенка.

Как поддержать в ребенке творческое начало

Удивление и стремление к познанию – первооснова творчества.

Не показывайте своим видом, что вам надоели бесконечные «зачем?» и «почему?»; терпеливо и доброжелательно отвечайте на вопросы ребенка, особенно приветствуйте интересные и глубокие вопросы; часть вопросов может оставаться не отвеченной («на потом»), над другими ребенок должен подумать сам, а над чем стоит поискать ответ вместе.

Адекватная самооценка ребенка помогает ему верить в свои силы. Выражайте свои чувства к ребенку открыто, всем видом показывая, что вы его любите таким, какой он есть (любовь не зависит от плохого поведения, достижений и пр.

); помогите ребенку правильно оценивать себя и свои поступки, выражайте недовольство отдельными действиями, а не личностью в целом; если вы сами верите в способности ребенка, в то, что он может стать лучше, сделать лучше, то и он поверит в себя.

Суть поведения родителей – поддержка и дисциплина. Относитесь к творческим начинаниям малыша с симпатией и теплотой; проявляйте терпимость к «странным» идеям ребенка, просто дайте понять, что вы ПОКА не знаете, как их применить; поддерживайте стремление к творчеству ненавязчиво, развивайте самостоятельность в выборе цели и стремление достичь ее.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Для творчества нужен простор и яркие впечатления. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел; выделите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения; снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий, берите его в поездки по интересным местам.

Творческий пример взрослого всегда заразителен для ребенка. Не бойтесь быть «не как все», проявляйте свою собственную индивидуальность; не важно, разведете ли вы цветы, будете готовить изысканные блюда или вышивать – делайте это с увлечением; творите вместе с ребенком (важно даже не ЧТО, а КАК! – с удовольствием), это не менее важно, чем специальные занятия.

Категорически нельзя

  • неодобрительно или насмешливо высказываться о творческих попытках ребенка;
  • унижать, сравнивать с другими детьми и давать понять, что малыш хуже других;
  • излишне строго и требовательно относиться к ребенку, или наоборот допускать вседозволенность и распущенность.

И помните – главные враги любого таланта: безделье, скука, телевизор и компьютер! Для дошкольника безделье и скука – явления нехарактерные.

Время просмотра мультфильмов и игры в компьютере должны быть строго ограничены, использование телевизора в фоновом режиме недопустимо!

Источник: https://LuxMama.ru/kak-raskryivat-i-razvivat-detskie-sposobnosti

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка — Телеканал «О!»

Как помочь ребенку проявить свои способности?

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе. Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать. О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.

Как помочь ребенку проявить свои способности?Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное.

Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин.

Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было…» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так… Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9395

Как помочь ребенку раскрыть свои способности?

Как помочь ребенку проявить свои способности?

Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, «наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!» Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.

Окружайте любовью. Ребенок активно развивается, растет эмоционально здоровым и крепким, если ощущает себя любимым и нужным.

Уважительно относитесь к ребенку. Нередко, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у малыша есть не только мозг, но и сердце, и душа. Мы можем помогать ему, однако многое зависит и от него самого.

Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку обрести себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Ведь для многих взрослых в порядке вещей весьма неуважительно относиться к ребенку.

Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказала!», «Вот я до тебя доберусь!».

— По мнению психологов, до 10 лет ребенка вообще нельзя ругать за интеллектуальные неудачи.

Можно высказывать свое недовольство только по поводу его организационных проступков (раскидал свою одежду, не доделал задание и т. п.).

А вот хвалить ребенка следует даже за маленькую удачно выполненную работу. Это придает ему уверенности в себе и своих силах.

Дарите свое внимание. Общение с близкими любящими людьми принесут малышу наибольшую пользу. Вовсе не обязательно устраивать ежедневные походы в парк или чтение вслух детских книг. Можно заняться вместе с крохой уборкой или сходить в магазин.

Развивайте самостоятельность. При планировании распорядка дня старайтесь, чтобы временные рамки не были слишком жесткими. Постоянные ограничения и спешка мешают развитию изобретательности, фантазии и воображения. Предоставляйте ребенку возможность занимать самого себя, но при этом не теряйте бдительности!

Играйте с малышом. Даже баночка из-под йогурта и несколько камешков будут способствовать развитию ребенка.

Поощряйте познавательную активность. Следите за тем, чтобы предлагаемая вами задача была в меру трудна для малыша. При покупке развивающих книг обращайте внимание, для детей какого возраста они предназначены. Познавательные способности ребенка будут активно развиваться, если степень сложности подобрана для него правильно.

Давайте ребенку прослушивать хорошую музыку. В это время у него формируется фонетический слух, который нужен не только будущим музыкантам.

Научившись воспринимать информацию «на слух», в будущем детки без особых сложностей усваивают иностранные языки, пишут школьные диктанты и изложения.

Кроме того, благодаря музыке у ребенка происходит становление собственного мнения и эстетического вкуса.

Поддерживайте интерес ребенка к занятиям ИЗО – это лучшее средство для самовыражения маленькой личности.

— Для занятий с малышом выбирайте ограниченный круг учебных пособий. Лучше максимально полно использовать что-то одно или несколько со всех сторон, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий одновременно.

Проявляйте творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм. Если ваш малыш с чем-то не справляется, упростите задание до минимума, даже если это и не соответствует инструкции.

Сначала выполняйте все задания вместе, а потом пусть ребенок попробует сам.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному».

Не ставьте перед собой четких норм по времени и количеству занятий в день. Тогда, если вам по каким-то важным причинам не удастся выполнить то или иное запланированное занятие, вы не станете себя винить в том, что не можете обеспечить своему малышу полноценное развитие. На самом деле даже небольшое количество занятий лучше, чем ничего.

Старайтесь больше разговаривать с ребенком. Говорите с ним обо всем дома, в метро, на прогулке. Речь взрослого важнее любого методического пособия. Информация, которую вы даете маленькому ребенку, должна быть построена на основе принципа «ребенок и его окружение», и ее границы должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребенка.

— Если вы хотите дать малышу знания о чем-нибудь, предоставьте ему как можно больше путей получения информации. Давайте ее с разных сторон, освещайте одну тему в играх, плакатах, кубиках, карточках, других пособиях, книгах, фильмах. Помогите своему малышу самому научиться добывать знания. Предоставьте ему в этом процессе свободу творчества.

— Если малыш чем-то занимается в течение дня, не перегружайте его просмотром телепередач. Эго излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ребенку нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

  • Для того чтобы раскрыть свои способности, малышу необходимы:
  • • разнообразнейшие игрушки, дающие тактильные, зрительные, звуковые, обонятельные ощущения;
  • • специально оборудованные «физкультурные» уголки, которые предоставляют ребенку возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо его изучить, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;
  • • игры, сделанные для него родителями, соответствующие его интересам и возрастным возможностям;
  • • книги, написанные крупными понятными буквами, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз;
  • • кубики с буквами или со слогами, в которые ребенок просто играет вместе с мамой.
  • Постоянные прогулки, экскурсии по интересным местам, беседы, чтение книг.
  • Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка.
Читайте также:  Спазмы в желудке : причины и лечение

Совершенствуйтесь сами. Пусть ваш малыш видит, что учиться и познавать интересно и необходимо. Личный пример – лучшее пособие по воспитанию.

Чего не стоит делать

Не стоит метаться от одного модного увлечения к другому. Малыши быстро привыкают к тому или иному образу жизни, и его смена – всегда небольшая травма. Если вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание ребенка, то даже можете нанести урон его психике.

Не ставьте себе цель любой ценой воспитать из своего ребенка вундеркинда. Гоняясь за результатами, можно перегрузить малыша.

Нельзя слепо брать все из того или иного способа обучения. В любой методике что-то может подойти вам и вашему малышу, а что-то нет.

Не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен, неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Не стоит углубляться в каком-то одном направлении, например в чтение или математику, забывая про остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Не давайте ребенку те знания, которые в ближайшее время ему не пригодятся. К тому моменту, когда они будут ему нужны, он может их забыть. Лучше потратить драгоценное время на изучение того, что необходимо в первую очередь.

Источник: http://www.mashenkina-mama.ru/2015/09/28/kak-pomoch-rebenku-raskry-t-svoi-sposobnosti

Помогите ребёнку проявить свой талант. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Кто же не знает о том, что все дети талантливы от природы, что каждый ребёнок уникален и способен на многое? Конечно, мы знаем об этом. Тогда почему же далеко не все дети, вырастая, становятся успешными, демонстрируя миру свои способности?

Прежде, чем ответить на этот вопрос расскажу две истории об очень талантливых от природы детях, с которыми мне довелось работать как психологу.

  • История первая. Очень счастливая.

На днях увидела на просторах интернета видео ряд очень красивой коллекции кокошников. Под фото стояла фамилия Кирилл Минтцев — это один из самых известных и модных молодых дизайнеров. Сейчас, глядя на красивого, счастливого, уверенного в себе молодого мужчину, с сияющим взглядом, невозможно даже представить, как нелегко далось ему восхождение к Олимпу.

Мне очень посчастливилось работать в обычной средней школе, где в это время учился Кирилл, маленький щуплый мальчик, которого не понимали учителя, над которым смеялись подростки в школе и не принимал класс. А знаете почему? Потому что от рождения он был не таким как все. Кирилл очень талантливый и очень одарённый от природы человек.

Его направили ко мне, к школьному психологу, из-за неуспеваемости, пропусков, из-за невнимательности на уроках и пр. Так мы и познакомились с ним и его очаровательной мамой, которая и рассказала мне «о проблеме» Кирилла.

Рисовать начал раньше, чем говорить, разрисовывал джинсы, футболки, перешивал не только их, но и гардероб своей терпеливой и понимающей мамы. Работал по ночам. Если придумывал новый дизайн, мог сутками не выходить из комнаты. И уже вскоре больше половины школы ходили в дизайнерских джинсах и футболках «от Кирилла». На тот момент ему было 14 лет.

Мне приходилось убеждать учителей, чтобы не ставили ему «неуд» по предметам, которые ему совершенно не давались: физика, математика, химия. Мама плакала и опасалась, что у него проблемы с психикой, а он погружался в себя и выдавал очередной дизайнерский шедевр. Едва доучился до 9 класса, учителя проставили отметки с условием, что он уйдёт из школы.

Его мудрая, понимающая и очень терпеливая мама прислушалась к мнению специалиста и отдала его в училище на факультет дизайна, хотя мечтала видеть в нём экономиста или ведущего менеджера.

И через 1,5 года первая коллекция Кирилла Минтцева с триумфом прошла на канале MTV. Ему было всего 18 лет! И дальше всё пошло по нарастающей. Его гениальность стала расцветать в соответствующей среде.

Сейчас он работает с самыми крутыми агентствами по всему миру, выступает на ТВ, фото его моделей в самых модных журналах, и каждый сезон представляет свою новую коллекцию в стиле «аля-рус». У него свой, личный бренд.

Он счастливый, очень красивый, довольный жизнью успешный и востребованный молодой модельер.

  • История номер два. Печальная.

Талантливый парень с абсолютным слухом, прекрасным голосом, который играет на фортепиано, пишет песни и музыку, великолепно двигается, с триумфом выступает на всех школьных концертах и на вечеринках мечтает о сцене и театральном институте. Он — талантлив! И все прочат ему карьеру артиста.

Родители: мама — математик, папа — инженер, считают это абсолютно абсурдным и невозможным выбором («Профессия должна быть достойной!»), заставляют его поступить в технический ВУЗ на факультет информационных технологий. «Мы лучше знаем, что нужно нашему сыну!».

Итог. Я часто вижу его на улице в странной компании. У него нет никакого образования, потому что учиться в таком учебном заведении ему было не дано. Пробовал участвовать в различных телевизионных шоу, но всё это требовало денег, а родители, конечно же, были против фиглярства на сцене.

И через пару лет он просто перегорел. Время расцвета его артистических способностей закончилось. Перебивается случайными заработками и ничего больше не хочет от жизни. Ему 22, он почти ровесник Кириллу.

К чему это я? Принимайте своих детей такими, какие они есть.

Не позволяйте социуму, стереотипам, учителям, чужому мнению, собственным представлениям задавить в зародыше талант вашего ребёнка только потому, что «бабки на улице сказали», или вы считаете, что это недостойная профессия.

Защищайте его талант, если это необходимо! Успешный человек не развивается в среде, где только «…надо… Потому что так надо…»; успешный человек развивается в среде, где близкие принимают его индивидуальность и непохожесть абсолютно, не осуждая и не загоняя рамки социума, и помогают своему талантливому ребёнку в развитии и становлении. Да, это требует колоссального терпения и выдержки, но, поверьте, это стоит того!

Как выявить, в какой сфере талантлив ваш ребёнок?

Как уже было сказано выше, для талантливого ребёнка очень важны поддержка и понимание взрослого в семье. Многие таланты у детей не проявляются явно, особенно в раннем возрасте и если не заниматься всесторонним развитием ребёнка, талант так и останется нераскрытым.

Что же делать? Понаблюдайте, к чему малыш больше всего проявляет интерес, что у него получается лучше всего. Водите его в творческие кружки и секции, групповые занятия под руководством специалиста способствуют развитию способностей.

И если способности проявляются явно, помогайте ему их развивать, поддерживайте его желания заниматься тем или иным видом деятельности. Дайте ему возможность самостоятельного выбора.

И, самое главное, не перекладывайте на ребёнка свои несбывшиеся мечты, свой взгляд на «достойную» и «нужную» профессии. У него есть свои желания, свои способности, помогите ему, подскажите, но не навязывайте своё мнение.

В каких же сферах деятельности можно обнаружить у ребёнка способности?

  1. Спортивная. Это очень активные, энергичные и подвижные дети. Уроки физкультуры, активный отдых, соревнования — любимый вид занятий. При этом они не просто занимаются спортом, они всегда стремятся к первенству и победе.
  2. Артистическая.

    Для выражения своих чувств ребёнок использует не только слова, он активно задействует мимику, жесты, пантомиму, сопровождая их ярко выраженными эмоциями. Любят красиво одеваться, обращать на себя внимание. Любимое занятие — выступление перед аудиторией. Чаще всего, они не испытывают страха перед выступлением на сцене и видеокамерой. Очень любят фотографироваться и отлично позируют.

  3. Музыкальная. Это дети — аудиалы с тонким музыкальным слухом. Они чувствуют хорошую музыку с раннего детства, легко воспроизводят и быстро запоминают мелодию, могут повторить любой, даже сложный ритм, очень любят петь или проявляют желание научиться играть на каком-либо инструменте. Если музыка им не нравится, они убегают из комнаты, начинают капризничать или закрывают ушки руками.

    И, наоборот, успокаиваются, прислушиваются, если мелодия им нравится.

  4. Художественная. Эти дети любят творить: рисовать, лепить. Им нравятся выставки, галереи, музеи. Им проще нарисовать свои переживания, чем рассказать о них. С удовольствием будут посещать кружок рисования и быстро проявит там свои способности.
  5. Интеллектуальная.

    Ребёнок-интеллектуал отличается от всех своей способностью рассуждать «по-взрослому», сверстникам предпочитает компанию взрослых, легко и с удовольствием учатся в школе и могут уже в начальных классах заявить о том, что учительница была не совсем права в своих высказываниях, потому что научные факты говорят об обратном.

    Им не интересны сказки и мультики, его внимание привлекут новости о событиях в мировой политике или экономике.

  6. Техническая. Малыш любит играть с машинками, интересуется различными механизмами и их устройством, старается найти причину неисправности поломанного предмета и самостоятельно его отремонтировать.

    С самого детства будет крутиться с папой в гараже и изучать устройство уже настоящего автомобиля.

  7. Литературная. Это дети с яркой фантазией, которая первоначально (лет с 6) может проявляться в придуманных событиях, которые как бы произошли на самом деле.

    Взрослым кажется, что он обманывает, а ребёнок на самом деле сигнализирует о том, что у него способности к сочинительству, и он умеет описывать эмоции словами. В подростковом возрасте литературные способности проявляются наиболее ярко, но, чаще всего, подростки стесняются показывать свои творения, особенно, если в детстве это его увлечение никто не поддержал.

Какие же самые распространённые ошибки родителей, не способствующих развитию способностей ребёнка? Рассмотрим несколько вариантов.

  1. Родительские беспочвенные запреты и нежелание понять и услышать своего ребёнка.

«Почему ты мне это запрещаешь?» — спрашивает ребенок. «Потому что», — отвечает взрослый. Запрет без объяснений точно не способствует развитию вашего ребёнка и укреплению вашего авторитета в глазах ребёнка.

  1. Навязывание своей модели поведения и поступков, только потому, что «…Я старше и лучше знаю, что для тебя лучше».

Последствия — см. историю №2 в начале статьи.

  1. «Ты ни на что не способен… Ты не сможешь это сделать… Ты — бестолочь… И в кого ты такой уродился?..» — всё это является негативными программами и установками, которые шаг за шагом формируют неуверенную в себе личность с искажённой самооценкой. Последствия ярко проявятся в подростковом возрасте и закрепятся во взрослой жизни.
  2. Грубость и отторжение, сочетающееся с физическими наказаниями, чрезмерной раздражительностью, эмоциональной холодностью и психологическим давлением.

У ребёнка формируется очень чёткое ощущение, что он не нужен, что он лишний. Его инициатива падает, любознательность снижается, формируется неуверенность в себе, заниженная самооценка и стойкой убеждение, что он ни на что не способен, поэтому родители его и не любят.

  1. Гиперопека, ограничение свободы и отрицание личных решений своего ребёнка.

Это приводит к формированию безинициативности, несамостоятельности и безответственности у ребёнка. Гиперопека — это ограничение его желаний, свободы выбора, невозможности двигаться в своём направлении. Это отличное средство, чтобы загубить талант ребёнка в самом начале.

  1. Недостаток психологического внимания.

На занятиях в родительских группах в самом начале я всегда задаю несколько вопросов родителям, на которые предлагаю ответить и вам.

  • Вы помогаете ребёнку, поддерживаете его стремления, занимаетесь его развитием?
  • Вы знаете о его внутренних и внешних проблемах и решаете их вместе?
  • Сколько времени в день вы уделяете общению с ребёнком?
  • Это всего лишь маленькая часть тех причин, из-за которых талант вашего ребёнка может остаться нераскрытым, что может в дальнейшем отозваться в не реализовавшейся личности, живущей приземлёнными потребностями.
  • Что же делать, чтобы талант ребёнка раскрылся в полной мере?
  1. Уделяйте как можно больше внимания своему ребёнку для установления доверия между вами.
  2. Научитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  3. Не навязывайте своё мнение — не лишайте ребёнка личной свободы и воли.
  4. Не заставляйте ребёнка заниматься тем, к чему он не готов и не проявляет интерес. Не унижайте его. Лучше объясните, что нуждаетесь в его помощи, так, чтобы он осознал свою значимость в данной ситуации.
  5. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, даже если это противоречит вашим представлениям о правильности выбора (см. историю №1).

Поверьте, ребёнок сможет многое, если вы ему поможете в этом и будете идти к Успеху вместе.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pomogite_rebjonku_proyavit_svoy_talant/?not_mobile=0

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector