Раннее развитие детей до года

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.

Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.

При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Раннее развитие детей до года

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.

В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.

Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.

Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.

Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Раннее развитие детей до года

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.

По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.

Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Раннее развитие детей до года

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.

В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.

Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Раннее развитие детей до года

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.

Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.

Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Раннее развитие детей до года

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.

Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.

Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.

А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/populyarnie-metodiki-rannego-razvitiya-detei

В погоне за ранним развитием ребенка

  • Драмкружок, кружок по фото, 
  • Это слишком много что-то. 
  • Выбирай себе, дружок, 
  • Один какой-нибудь кружок. 
  • Агния Барто
  • Когда нашей старшей дочери Алене исполнился год, мы решили, что пришло время социализации, и выползли в ближайшую песочницу.

Наивные, мы и не подозревали, что к куличикам прилагаются другие дети.

Родители которых давно уже разделились на два лагеря — противников и сторонников раннего развития.

Ошибка № 1. Равнение на других

«Как, вы не знаете про кубики Зайцева и карточки Глена Домана? Вам уже год, и вы так беспечно упускаете самое ценное время?» — вкрадчиво, но настойчиво наседали соседки.

Пока я судорожно прокручивала в голове худшие варианты развития ситуации («Кривая дорожка и ПТУ? Может, обойдется и просто станет троечницей?»), в разговор вступали адепты самостоятельных занятий с малышом.

Они были расслаблены и позитивны. Советовали просто побольше играть. Доверия нам, молодым и неопытным родителям, эти советчики не внушали. У мамы — аспирантура. У папы — второе высшее. Мы были перфекционистами.

Алена была обречена…

Несмотря на существование общих приблизительных норм, каждый ребенок имеет право на собственный сценарий развития. Не стоит безоглядно ориентироваться на чужой опыт и пытаться угнаться за чужими успехами. И повторять чужие ошибки, издали напоминающие успехи.

Ошибка № 2. Слишком ранний старт

Раннее развитие детей до года

В год и два месяца дочь отправилась на свою первую «развивайку» с углубленным развитием «правополушарных» навыков — рисование, моделирование из природных материалов и, прости Господи, аппликация.

В качестве минимального возраста для начала содержательных занятий психологи называют возраст от 1,5 лет. Все, что происходит до 1,5 лет, можно отнести к области маминой социализации и рано проклюнувшихся родительских амбиций.

Читайте также:  Боль в поясничном отделе позвоночника

Ошибка № 3. Перегрузка

И понеслось (или: Дальше — больше): в 3,5 года — в подготовительный класс одной из лучших в Подмосковье хоровых студий, параллельно — на фигурное катание в школу олимпийского резерва, дающую каждому родителю робкую и призрачную надежду вырастить чемпиона.

Расставьте приоритеты и выберите для дошкольника что-то одно. Если планируете серьезно заниматься спортом, то кружок по шахматам или раннему английскому лучше свести к минимуму. Растите потомственного музыканта? Пусть пару раз в неделю играет в футбол. Иначе от перегруза рано или поздно не выдержит вся семья.

Ошибка № 4. Отсутствие выходных

С 5 лет мы заметили у дочки любовь к рисованию. Не отдать ее в художественную студию было бы просто кощунством. Из расписания вылетел последний свободный день — воскресенье.

У ребенка должен быть как минимум 1-2 свободных дня в неделю. В противном случае он возненавидит все, что родители так старательно пытаются впихнуть в него.

Ошибка № 5. Неудобная логистика

Раннее развитие детей до года

Шесть дней в неделю — подъем в 4:45. Вместе с водителями трамваев: первое занятие на льду — в 6:30. А еще нужно собраться, позавтракать и приехать в ледовый дворец соседнего города по ранним утренним пробкам.

Дорога на любые занятия не должна занимать слишком много времени. Иногда лучше выбрать кружок на ближайшем стадионе, чем в погоне за именитым тренером проводить по 3–4 часа в дороге.

Ошибка № 8. Мама — не такси

И так — каждый день, год за годом, во имя гармоничного развития. Вокруг — такие же родители. У некоторых — двое или трое детей, живущих в таком ритме. Кто-то давно уже бросил работу и превратился в maman-taxi.

Как ни крути, а в таком напряженном ритме очень сложно сделать карьеру и посвящать себе хоть какое-то время. Велик риск озвереть уже к концу первого года занятий.

Ошибка № 7. Время, потраченное напрасно

Час воскресного вечера — и в ежедневнике расписан поминутный план занятий на следующую неделю с учетом пробок, соревнований и отчетных концертов.

Апофеозом спортивной эпопеи стал сентябрьский звонок мамы-соратницы: «Оля, Алена очень выросла за лето: у нее вылетела молния из тренировочного костюма. Мы тут ее в костюме ЗАШИЛИ. Ты вечером можешь, конечно, ее оттуда достать, но, наверное, нет смысла — все равно утром опять ехать…».

Первой отвалилась художественная школа. А в первом классе встал вопрос — спортивная спецшкола в соседнем городе или отчисление. Здраво поразмыслив о приоритетах, мы вздохнули и с тайным облегчением спрятали коньки под кровать.

Спорт ориентирует на результат. В первую очередь — родителей. Сложно не подсесть, видя, как после двухсот раз лицом об лед у ребенка наконец-то получается — и тулуп, и лутц, и комбинированные вращения! Я рыдала, осознав, что 3,5 года и куча денег были потрачены впустую и снова придется начинать с нуля.

Ошибка № 8. Ожидание побед

Раннее развитие детей до года

Скоро Алене исполнится 12 лет. Дважды в неделю она занимается плаванием в ближайшем бассейне и три дня в неделю проводит в хоровой студии. Годы жесткой дрессуры не прошли впустую.

Несомненными плюсами такого опыта стали рано привитые ответственность и самоконтроль. Начиная с первого класса я избавлена от проверки уроков, оценок и совместных сборов рюкзака. Она староста, отличница и призер олимпиад.

Но я очень плохо помню детство старшей дочери. То самое, в стиле Арины Родионовны: с песенками и стихами, с неспешными прогулками по парку, держась за руки и взволнованно обсуждая вредного Витьку, который во время тихого часа стаскивал одеяло и мешал спать. Мы разрывались, не высыпались и остервенело считали дни до летних каникул.

Не стоит ждать от ребенка ранних достижений. Они возможны, но цена за них слишком высока: отсутствие полноценного игрового детства.

Младшему сыну недавно исполнилось два, и старые друзья начинают живо интересоваться, не планируем ли мы отдать его на хоккей? Нет, в ближайшее время мы планируем побольше играть и смеяться. Будем вместе ходить в лес, кататься на санках и строить домики из снега…

Ольга Симонова

Фото istockphoto.com

Источник: https://apteka.ru/info/articles/zdorovyy-rebenok/rannee-razvitie-rebenka/

Раннее развитие детей до года

Раннее развитие детей до года

Для раннего развития на первом году жизни важно развивать слуховое восприятие малыша

Для этого он должен постоянно слышать разнообразные приятные по тембру звучания звуки разной громкости и интенсивности

Это может быть ласковая речь взрослого, обращенная к нему, колыбельная песенка, можно включить в программу таких развивающих мини-уроков прослушивание сборников классической или народной музыки, а также звуков природы, специально аранжированных для малышей. Примерно в 2-3 месяца с младенцем уже можно играть при помощи колокольчика или яркой погремушки.

Как играть с ребенком для развития слуха?

Станьте рядом с кроваткой малыша на расстоянии примерно 10-20 см, слегка потрясите игрушку,  добейтесь того, что ребенок услышал этот звук и нашел его источник, затем медленно переместите погремушку на другую сторону кроватки.

Можно также поиграть с малышом в своеобразные прятки.

Накройтесь широким платком или пеленкой, а затем позовите из-под неё малыша, когда Вы увидите, что ребенок догадался, откуда раздается звук, поразите кроху, сбросив с себя импровизированную маскировку.

Важно, чтобы малыш научился рано понимать речь взрослого

Для этого старайтесь беседовать с ребенком первого года жизни простыми, интонационно окрашенными фразами, выделяя основные моменты. Не менее важно, предметно показать, что именно Вы хотите от ребенка.

Если Вы хотите уложить малыша, можно похлопывать по подушке, если приглашаете к трапезе – показать бутылочку или тарелочку с кашей и т.п. Выдержите паузу, возможно, в первые минуты ребенок будет осмыслять и вспоминать, что же ему необходимо сделать, и лишь затем, если действий не последовало, терпеливо объясните еще раз.

Примерно к полугоду с малышом можно разучивать простейшие игры-сценки, это классические «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая».

Простые ритмизованные слова легко усваиваются ребенком, а повторение забавных жестов помогает развитию координации движений.

Стимулируйте познавательный интерес полугодовалого малыша. 

Для этого вполне подойдут простые вопросы: «Где мама? Где папа?», «Где лампочка?» и т.п.

Теперь можно поиграть с ребенком в такую игру: вначале спросите ребенка о местоположении  игрушки или погремушки, после того как он повернул голову и отыскал глазами заданный предмет, переместите игрушку в другой конец комнаты и повторите вопрос. Малыш начнет исследовать пространство в поисках «пропавшей» погремушки.

Можно уже начинать показывать развивающие мультфильмы.

В восемь-девять месяцев можно предложить ребенку строить пирамидки из кубиков и купить простой конструктор с крупными деталями. Примерно в этом же возрасте ребенок способен разобрать пирамидку. Обязательно поощряйте любые успехи малыша, во втором полугодии жизни кроха уже отлично умеет отличать речь взрослого по интонации.

Развивайте цветовое восприятие ребенка. В процессе игры называйте самые основные цвета, делайте акцент на отличие цветов друг от друга

Постепенно ребенок становится заметно активнее, он уже умеет сидеть и ползать, его игровые навыки и координация движений совершенствуются. В возрасте 8-9 месяцев важно организовать для ребенка максимальное количество пространства, в котором он будет свободно и безопасно перемещаться.

Старайтесь удовлетворять любопытство малыша, рассказывая на доступном уровне о названии и предназначении различных предметов, показывая, как ими можно манипулировать. Поощряйте разнообразные  предметные игры.

Для успешного раннего развития мышления и речи важна тренировка мелкой моторики рук

Можно предлагать занятия с крупной мозаикой или пазлами, состоящими из 2-3 элементов. Отлично совершенствуют координацию движений и рамки-вкладыши, которые также помогут малышу лучше воспринять понятие формы предметов.

Если же Ваш ребенок пока не проявляет интереса к подобного рода занятиям, лучше не заставлять его, попробуйте предложить ему сортировать камешки или пуговицы, можно поиграть в «рисование» пальчиками по гречке или другим видам круп.

Главное, следите, чтобы кроха не поддался соблазну потянуть мелкие предметы в рот. В этом же возрасте можно попробовать вместе с малышом выкладывать простейшие логические цепочки.

В качестве материала для выкладывания таких последовательностей подойдут  карточки с крупными четкими изображениями, кольца пирамидки или наборы отличающихся по размеру стаканчиков.

Примерно в этом же возрасте можно предложить малышу пальчиковые краски. Будучи нетоксичным материалом, они будут безопасны для здоровья крохи, даже если случайно попадут в рот.

Для начала можно попробовать «нарисовать» отпечаток ладошки, это задание малышу нетрудно выполнить, а получившийся эффектный и яркий отпечаток наверняка доставит маленькому художнику массу приятных впечатлений.

Занятия с пальчиковыми красками стимулируют развитие тактильного восприятия, помогают в формировании цветовых эталонов, стимулируют развитие творческого мышления.

К десятому месяцу жизни ребенок должен знать имена всех членов своей семьи, уметь показать основные части тела и лица (руки, ноги, глаза, рот и т.д.)

В этом возрасте важно научить ребенка реагировать на Ваши словесные просьбы, это могут быть простые поручения «дай», «принеси». Малыш в этот период с радостью выполняет любые поручения взрослых.

Чаще всего, на первых порах ребенок будет отдавать или приносить ту игрушку, которую он держит в руках или, которая находится ближе к нему.

Постарайтесь, используя эту его склонность, постепенно расширять пассивный словарный запас, предлагая запомнить названия все новых и новых предметов, которые нужно помочь принести маме.

Развитие речи и мышления стимулирует и чтение первых детских книг

Можно остановить свой выбор на коротких народных сказках («Курочка Ряба», «Колобок») или легко запоминающихся четверостишиях Агнии Барто.

  Можно приобрести и специальные детские книжки, страницы которых шуршат, пищат и обладают прочими звуковыми эффектами.

Занятия с такой книгой разнообразят опыт  тактильных ощущений ребенка первого года жизни, помогут улучшить координацию движений и мелкую моторику.

В последние месяцы первого года жизни ребенок с удовольствием произносит свои первые слоги и звуки

Это увлечение также стоит использовать для  раннего развития ребенка, предлагая повторять за взрослым простые звукоподражания и слоги: «ма-ма», «ня-ня», «му-му» и т.п.

Для малыша первого года жизни нет необходимости устраивать специальные развивающие занятия, все  элементы развития являются неотъемлемой частью игры.

Все обучающие и развивающие упражнения нужно внедрять в игровой процесс, когда малыш пребывает в хорошем настроении, не устал и полон сил.

Внимание к развитию ребенка в первый год жизни не потребует от Вас каких-то особых навыков, все развивающие занятия по силам каждой маме, если найти для них время, они станут надежным фундаментом для дальнейшего гармоничного развития.

Источник: https://www.kraskizhizni.com/edu/develop/221-razvitie-do-goda

Раннее развитие детей до года

Существуют мифы о раннем развитии детей. Вот некоторые из них.

— Детям до года сложно что-либо объяснить, донести до них нужную информацию, поэтому занятия с раннего возраста не имеют смысла. Этот миф в корне неверен. Маленькие детки опираются и общаются не посредством опыта или разума, а через чувства, но их можно и нужно развивать. Такие занятия благотворно скажутся и на интеллекте ребенка, и на физических, и на коммуникативных способностях.

Читайте также:  Шатаются зубы – в чем причина и что предпринимать?

— Раннее развитие может быть опасно для детей, не достигших полутора лет.

Дело не в занятиях. Если мамочка фанатично и без перерывов стремится научить ребенка всему и сразу – то да, это опасно! Ведь перегрузки никому не идут на пользу. И можно вызвать у крохи отвращение к любым занятиям. Если же вы начинаете с малого, постепенно увеличивая нагрузку и не навязывая занятия силой – то они принесут только пользу.

— Раннее развитие – это сложно.

Нет ничего сложного! Играйте с малышом и получайте удовольствие от того, что проводите время вместе! Просто выбирайте такие занятия и игры, которые развивают логику, моторику, пополняют и расширяют знания малыша об окружающем мире.  

Выбираем методику раннего развития малыша с первых дней жизни.

Методик раннего развития много, они разнообразны и бывает непросто выбрать одну. Это и не обязательно. Ознакомьтесь с несколькими и выберите ту, которая наиболее интересна и Вам, и малышу. Или скомпонуйте из нескольких методик одну, свою собственную. Главное, наблюдать за малышом и ориентироваться на его реакцию.

Если ребенок доволен, ему нравится, то можно продолжать обучение, а если не очень, если малыш не может понять смысл занятия – подберите другую методику. Или измените свой подход к занятиям. Очень важно: все занятия с малышами должны проходить в форме увлекательной игры, с чередованием физических и интеллектуальных нагрузок.

Чем младше малыш, тем чаще должны быть переменки.

Вот некоторые из методик для Вас и малыша:

Раннее развитие по Монтессори.

Смысл методики – «Дать не рыбу, а удочку», то есть научить малыша делать что-то самостоятельно. В случае с грудными детками подход немного другой. Для детей первого года жизни важнее всего развитие сенсорики – органов чувств, так как опыта у них пока нет, и они опираются в основном на свои чувства и эмоции. На это и рассчитана методика Марии Монтессори для детей до года.

Не обязательно искать и покупать специальные дорогостоящие материалы Монтессори и обучающие методички. Все развивающие материалы и игрушки можно сделать самостоятельно или купить в обычном детском магазине.

Помните, главный девиз тут такой: «Мама! Помоги мне сделать это самому!»

«Буквы и цифры»

Нужны большие (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек, наполнить разными наполнителями – крупа,  синтепон, бумага, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко говорить название букв и цифр.

Развивающие игрушки для новорожденных имеют огромнейшее значение на развитие младенца. Первые месяцы жизни основная игрушка – погремушка, которую можно вложить малышу в ручку. Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие,  в будущем будет легче освоить алфавит.

Занятия с новорожденным можно начинать уже с первого месяца жизни. Просто вкладывать игрушку, буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. В дальнейшем показываем ребенку, как перекладывать погремушку из одной ручки в другую.

Подвесные игрушки должны располагаться так, чтобы малыш мог дотянуться и стукнуть по игрушке/модулю ручкой. Сначала непроизвольно, потом малыш поймет, что он сам манипулирует предметами, будет тянуться к ярким игрушкам.

Когда ребенок начнет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Методика Глена Домана

Эта методика направлена на  гармоничное сочетание физических и умственных нагрузок для развития ребенка. Методика Домана основана на его исследованиях и наблюдениях. Суть заключается в том, что, чем больше ребенок двигается, тем лучше и успешнее он усваивает новые знания, навыки. Занятие длится несколько минут, чтобы избежать переутомления малыша.

Начинать осваивать эту методику рекомендуется с 9-10месячного возраста. Суть методики: на карточки нанесены буквы, цифры, различные животные. Карточки показывают по очереди, по несколько штук,   названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются.

Занятие повторяют несколько раз в день, в остальное время рекомендуется двигательная активность ребенка. Благодаря таким занятиям, детям в будущем проще осваивать алфавит, учить и запоминать иностранные слова.

Для начала нанесите на карточки бытовые предметы (стол, стул, тарелка, стакан), животных (кошка, собака, морская свинка), игрушки (мяч, пирамидка, машинка), подпишите их. С возрастом увеличивайте время и усложняйте задачу.

Методика рисования Марии Гмошинской

«Грудничковое рисование» – методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет.

По данной методике дети начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит.

Помните, что не надо спешить усаживать ребенка!  Для рисования используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски, которые так же можно сделать самостоятельно из пищевых продуктов и красителей .

Занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики, пространственного восприятия и сенсорики. Заниматься с малышом можно 2-3 раза в неделю. Для занятия понадобится:

  • нетоксичные краски нескольких ярких цветов;
  • устойчивые баночки с широким горлом;
  • лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка (постелить под маленького гения и его творение).

Не учите малыша рисовать что-то определенное. Малыш еще не может представить конечный результат. Просто покажите ему, что надо делать, обмакнув палец в краску и нарисовав на ватмане. Начните с точек на божьей коровке, на мухоморчике, капелек дождя и т.п. Если Вам хочется что-то нарисовать – рисуйте рядышком с малышом.

Перечисленное выше — только малая часть того, что можно использовать в развитии малыша. Самое главное – играйте, играйте, играйте с Вашим любимым карапузиком! Именно игра – основной вид психической деятельности от рождения и до 7 лет. А идеи для игры и творчества мы будем освещать в наших следующих публикациях.

Если Вам захочется поделиться идеями или результатами – милости просим!!! 

Продолжение следует!!!    

Источник: https://psycholog.club/novosti-isobytiya/stati/rannee-razvitie-detey-do-goda/

Раннее развитие детей с рождения до года: методики | Развитие творческих способностей ребенка

Каждый родитель хочет для своего малыша самого лучшего. В том числе выбрать для него самую лучшую стратегию развития. Помогут в этом методики раннего развития (подходящие для раннего возраста, то есть до трех лет). Поговорим о них.

Сесиль Лупан. «Ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь». Суть метода в том, чтобы развивать интеллект малыша, уделяя особое внимание развитию осязания, обоняния, слуха и зрения ребенка, активно знакомить его с окружающим миром, но не мешать осваивать этот мир самостоятельно.

При этом много времени отводится на совместные занятия малыша с папой и мамой, но родители не направляют ребёнка, а следуют за его интересом. Согласно методу Сесиль Лупан, уже с раннего возраста можно осваивать вместе с малышом счет, чтение, иностранные языки, музыку, географию.

Множество игр и упражнений по методике Сесиль Лупан можно найти в ее книге «Поверь в свое дитя».

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Основное положение его метода — предложение ребенку первого года жизни большого потока информации (словокартинок).

Согласно этой методике, чем больше малыш получает зрительной информации, тем активнее работает его мозг. Начиная с 3-6 месяцев ежедневно взрослый показывает ребенку серии карточек, называя то, что там изображено — домашних животных до химических элементов.

Карточки по методике Глена Домана можно скачать в интернете, создать самому или купить готовый набор.

Главный принцип метода Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Вокруг ребенка создается развивающая среда, в которой малыш сам выбирает, чем ему сейчас заниматься.

Может быть, сегодня он хочет искать спрятанные в миске с рисом игрушки, а завтра будет переливать воду из большой чашки в маленькую. Взрослый приходит на помощь только тогда, когда ребенок его об этом попросит.

Создать дома среду по Монтессори сложно, поэтому очень популярны занятия по этой методике в детских центрах.

А вот развивающую среду по методу Бориса и  Лены Никитиных легко сформировать в любой квартире. Батуты и турники, шведская стенка и кольца — физическому развитию в этом методе уделяется не меньше внимания, чем интеллектуальному.

Для борьбы с «необратимым угасанием возможностей эффективного развития способностей» авторы предлагают с раннего возраста играть с малышом в развивающие игры, постепенно усложняя их, видоизменяя и расширяя.

Здесь не ребенок следует за взрослым, а родители ведут малыша по «ступенькам творчества».

Метод обучения чтению Николая Зайцева, в отличие от других, перечисленных здесь, не рассчитан на детей младше двух лет. Но это одна из самых эффективных методик обучения чтению. Вместо традиционного «побуквенного» обучения малышу предлагаются звенящие, шуршащие, грохочущие кубики со складами. Ребенок учится читать быстрее и легче в развивающей игре.

Раннее развитие — это не тяжелый труд, а удовольствие для малыша и его родителей. Не стоит слепо следовать одной методике, сочетайте их, дополняйте, адаптируйте для своего ребенка, делайте только то, что нравится ему и вам, ведь радость — главная составляющая развития!

Источник: https://www.NestleBaby.ru/articles/samye-popularnye-metodiki-rannego-razvitia-10-mesacev

Раннее развитие ребенка до года методики

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное.

Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно.

Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Читайте также:  Что нужно знать о белковой диете?

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал. Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных.

Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми. Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов.

За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

  Все для развития ребенка от года в домашних условиях

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

  • Сенсорное развитие ребенка
  • Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
  • Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились

Фото на анонс: Depositphotos

Источник: https://luxeth.ru/rannee-razvitie-rebenka-do-goda-metodiki/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector