Меры безопасности и профилактики травм при подводном плавании

Начиная занятия по плаванию, занимающиеся должны знать правила поведения в воде и сознательно соблюдать строжайшую дисциплину.

Несчастных случаев и травм не случится, если занимающиеся будут знать и выполнять требования безопасности.

1) Каждый занимающийся допускается к занятиям по плаванию с разрешения врача 2) С занимающимися постоянно проводится разъяснительная работа о правилах поведения на воде и соблюдения мер безопасности 3) Занятия с неумеющими плавать проводятся только на мелком месте 4)Все упражнения, а также первые попытки самостоятельного плавания выполняются в направлении берега или мелкого места.

На первых занятиях для большей безопасности занимающихся же­лательно распределить по парам. 5) Первые попытки плавать а глубоком месте разрешается не более чем двум занимающимся одновременно под непосредственным наблюдением преподавателя. 6)Заплывать за границу места проведения занятий категориче­ски запрещается.

7)К изучению прыжков в воду допускаются только занимаю­щиеся, умеющие плавать.

8) До и после занятий обязательно проводится поименная проверка-перекличка занимающихся. Опоздавшие допускаются к за­нятиям только с разрешения преподавателя. 9) Преподаватель должен постоянно наблюдать за находящи­мися в воде и быть готовым немедленно прийти на помощь. 10) Преподаватель должен хорошо владеть приемами спасения пострадавших на воде и оказания доврачебной помощи.

11) На занятиях должна соблюдаться дисциплина. Ложные кри­ки «Тону!», «Помогите!», окунание в воду товарища и другие шало­сти должны наказываться отстранением от занятий. 12) Об ухудшении самочувствия, появлении озноба или голово­кружения занимающийся должен немедленно сообщить препода­вателю и прекратить занятия.

13) Нельзя приступать к занятиям раньше чем через 2 ч после приема пищи. 14) На занятиях по плаванию должен присутствовать врач (ме­дицинская сестра). 15) Место для занятий по плаванию, оборудование и инвентарь необходимо проверять до начала занятий. 16) Каждое занятие должно быть тщательно подготовлено.

Со­держание урока, последовательность выполнения упражнений и их дозировка, продолжительность и количество игр, проводимых на воде, должны определяться в соответствии с уровнем подготов­ленности занимающихся. 17) Допустимый количественный состав учебных групп на од­ного преподавателя не должен превышать 15 человек.

18) Нельзя проводить занятия по плаванию на водоеме при плохих метеорологических условиях (сильный и порывистый ветер, низкая температура воды и воздуха, крутые волны, плохая про­зрачность воды и т.п.).

Наиболее благоприятной при обучении плаванию в крытых плавательных бассейнах считается температура воды +25—26°С, температура воздуха — примерно на том же уровне.

Занятия по плаванию в открытых водоемах можно проводить при температуре воды не ниже + 18°С.

Продолжительность занятий в воде зависит от задач урока, температуры воды и воздуха. В случае появления дрожи, «гусиной кожи», посинения губ занимающимся необходимо выйти из воды, вытереться досуха и одеться.

Для профилактики простудных заболеваний и соблюдения лич­ной гигиены важно выполнять следующие гигиенические правила:1)в период, предшествующий плаванию (1-2 месяца), прово­дить с занимающимися закаливающие мероприятия;2) при пониженной температуре воздуха и воды проводить бо­лее интенсивную разминку на суше перед входом в воду;3) нельзя начинать занятия в воде после длительного пребыва­ния на солнце;4) следить чтобы дети не замерзали;5) после выхода из воды нужно вытереться полотенцем, проделать несколько согревающих упражнений и сразу одеться (обратить внимание на содержание в тепле ног и головы) 6) перед началом и после занятия в воде следует вымыться под душем (без купальных костюмов) с мылом и губкой 7) купальный костюм не должен стеснять движений при плавании 8) не допускать, чтобы занимающиеся пользовались чужими купальными костюмами, полотенцами и предметами туалета.

При нахождении на открытых водоемах (без наблюдения преподавателя) купающимся категорически запрещается: 1) заплывать за знаки ограждения мест, отведенных для купа­ния; 2) купаться у набережных, пристаней, причалов;3) прыгать в воду с мостов, лодок, судов 4) подплывать к моторным, парусным судам, баржам и весельным лодкам 5) плавать на фарватере и переплывать реку 6) прыгать в воду вниз головой и нырять в местах с неизвестными глубиной и состоянием дна 7) подплывать по предупредительные знаки (буйки, бакены) или залезать на них 8) далеко заплывать с плавательными досками, автомобильными камерами, надувными матрацами 9) загрязнять воду и берег (бросать в водоем бутылки, банки и другой мусор).



Источник: https://infopedia.su/14xe5d1.html

Профилактика травматизма – плавание

Дети, которые занимаются плаванием на международном уровне, могут проплывать до 8 километров в качестве самой обычной тренировки. Такие физические нагрузки нередко сопровождаются самыми разными травмами у ребенка. Самые распространенные из них: всевозможные травмы плеча, коленей, бедер и спины.

Что является причиной травм?

Сверхнагрузки – источник всех болезней в любом виде спорта, но, пожалуй, только в плавании этот факт может привести к завершению карьеры. Люди, активно занимающиеся плаванием, должны уметь рассчитывать свои силы, чтобы в любой момент, когда они почувствуют усталость, могли прекратить свою тренировку.

Любые травмы, даже самые незначительные, могут привести к серьезным последствиям. Второй причиной получения травм является неумение самостоятельно анализировать свое физическое состояние.

Если спортсмен чувствует у себя в плечах некоторые боли и выходит на соревнование, то велики шансы получить серьезную травму плеча.

Травмы плеча

Травмы плеча одни из самых распространенных  в данном виде спорта. Чаще всего встречаются: субакромиальный импинджмент синдром сухожилия надостной мышцы и травмы двуглавой мышцы плеча.

Субакромиальный импинджмент сопровождается характерным давлением со стороны акромиального отростка лопатки на сухожилие надостной мышцы, что часто любят игнорировать спортсмены в своей повседневной жизни.

А вот травмы двуглавой мышцы плеча – это последствия чрезмерных сверхнагрузок, когда сухожилие перетружено, воспаляется в межбугорковой ямке головки плеча и сопровождается постоянной болью в передней зоне плечевого сустава.

Травмы нижних конечностей и спины

Нередко объектом травмы оказываются сухожилия и связки ног спортсмена. Чаще всего эти травмы возникают в результате плавания “брассом”, когда нагрузка на ноги особенно велика. В результате плавания “брассом” спортсмен может часто испытывать боли в бедре.

Связано это с воспалением сухожилий и мышц бедра, которое появляется  в результате сверхнагрузок. В результате возникают и очень неприятные травмы на стыке бедра таза. Проявляются такие травмы болью в передней зоне тазобедренного сустава при сильном сгибании бедра, в положении сидя, при наружной ротации (разведении) согнутых ног.

Это клиническая картина феморо-ацетабулярного импинджмента, состояния, которое требует оперативного лечения.

Профилактика травматизма

  • Обследования у специализированных врачей – главная составляющая в профилактике травматизма у пловцов.
  • Прежде чем пробовать новый стиль плавания, изучите все аспекты техники движений в зале, без воды.
  • Обязательно разминайтесь перед тем, как зайти в воду.
  • Не забывайте про отдых, следите за своим физическим состоянием.
  • Концентрируйте свое внимание на то, как вы работаете руками и ногами.
  • Не забывайте советоваться со своим тренером.
  • Возвращаться к тренировкам можно только после того, как вы перестанете чувствовать любой дискомфорт.

Источник: https://sustav.pro/travma-swimming/

Меры безопасности при обучении плаванию

Изучение возрастных закономерностей развития людей, приходящих заниматься плаванием, поможет правильному подбору и дозировке физических упражнений, развитию двигательных качеств и формированию двигательных навыков.

Эффект педагогического воздействия значительно повысится, если его акцент будет приходиться на периоды естественного развития отдельных элементов и структур двигательной системы человека, когда появляются достаточно большие резервные возможности совершенствования функции без ущерба для здоровья человека. Тренеру по плаванию необходимо знать возрастные психологические особенности детей, во-первых, для того, чтобы умело учитывать их в учебно-воспитательном процессе и на этой основе рационально обучать, воспитывать, общаться, а во-вторых, чтобы эффективно управлять психическим развитием занимающихся.

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда определена плавательная подготовленность занимающихся: неумеющие, умеющие плавать по-своему, слабо плавающие, хорошо плавающие.

В первую группу — наименее подготовленных — включаются те люди, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой в воду, открывать глаза под водой, в постоянном желании держаться за твердую опору.

  • Ко второй группе можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться в воду и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытки к передвижению.
  • Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстояние 10 — 15 м.
  • В четвертую группу входят те, кто проплывает любым способом расстояние более 25 м.
  • Комплектование групп по полу не обязательно, а вот подбор занимающихся по возрасту оказывает существенное влияние на качество обучения. При комплектовании групп можно использовать следующую возрастную периодизацию:
  • 1-я группа — дошкольный возраст — 4—6 лет;
  • 2-я группа — младший школьный возраст — 7 —10 лет;
  • 3-я группа — старший школьный возраст — 11 — 17 лет;

Меры безопасности при проведении занятий плаванием

Перед началом занятий необходимо ознакомить с мерами безопасности при проведении занятий по плаванию:

  • место для плавания, оборудование и инвентарь необходимо проверять до начала занятий;
  • во время занятий требовать и соблюдать строжайшую дисциплину;
  • вход и выход из воды проводить только по команде тренера;
  • на занятиях в группах нужно обязательно следить, чтобы допуск опоздавших на занятия и выход из воды до общего сигнала проводился только с разрешения тренера, а если упражнение выполнялось в индивидуальном порядке, то под контролем человека, находящегося на суше;
  • занятия с неумеющими плавать проводятся на мелком месте, необходимо следить, чтобы все упражнения, а также первые попытки выполнялись в сторону бортика или мелкого места;
  • первые попытки плавать на глубоком месте разрешать не более, чем двум занимающимся одновременно и непосредственно под наблюдением педагога или человека, находящегося на бортике;
  • проводящие занятия педагоги, лица, контролирующие выполнение упражнений в воде, и сами занимающиеся должны знать технику выполнения приемов первой медицинской помощи;
  • в целях оздоровления при обучении плаванию необходимо соблюдать температурные режимы воды и воздуха;
  • если есть поддерживающие средства для рук, можно проводить занятия в глубоком бассейне под руководством тренера.

Рекомендуемые нормы загрузки плавательного бассейна:

  • 25-метровый бассейн — 8 —10 чел. на 1 дорожку;
  • 50-метровый бассейн — 16 — 20 чел. на 1 дорожку.

Обучение плаванию (нестандартный бассейн) — 2,5 м2 на 1 чел.

Обучение плаванию (бассейн детских садов) — 1,5 м2 на 1 чел.

Источник: https://sportguardian.ru/article/3221/meri_bezopasnosti_pri_obuchenii_plavaniyu

Техника безопасности на занятиях по плаванию

                УО 
                Гродненский государственный университет 
                им. «Янки Купалы»

Факультет физической культуры  
      
 

    Тема: «Техника безопасности на занятиях по плаванию» 
  • Контрольная работа по предмету: Плавание 
      
  • Исполнитель Сахацкий Сергей Васильевич
  • Студент 4-го курса 43 группы заочного отделения

Дом.адресс. г. Гродно ул. Лиможа 17/1 кв.126

Тел. 70-36-88 
   

Гродно 2011

  1. Общие требования безопасности

     1.1. К занятиям по плаванию допускаются 
дети дошкольного возраста и 
учащиеся с 1-го класса, прошедшие 
инструктаж по охране труда, 
медицинский осмотр и не имеющие 
противопоказаний по состоянию 
здоровья.

     1.2. При проведении занятий по 
плаванию соблюдать правила поведения, 
расписание учебных занятий, установленные 
режимы занятий и отдыха.

     1.3. При проведении занятий по 
плаванию возможно воздействие 
на обучающихся следующих опасных 
факторов:

  1.      — травмы и утопление при прыжках 
    в воду головой вниз при 
    недостаточной глубине воды и 
    при необследованном дне водоема;
  2.      — купание сразу после приема 
    пищи или большой физической 
    нагрузки;
  3.      — утопления при купании в естественных 
    водоемах не в специально отведенных, не оборудованных и не отвечающим 
    санитарным требованиям местах;

     1.4. При проведении занятий по 
плаванию должны быть подготовлены 
средства для спасания утопающих, 
а также медаптечка с набором 
необходимых медикаментов и перевязочных 
средств для оказания первой 
помощи при травмах.

     1.5. О несчастном случае пострадавший 
или очевидец несчастного случая 
обязан немедленно сообщить учителю 
(преподавателю, воспитателю), который 
должен оказать первую помощь 
пострадавшему и сообщить об 
этом администрации учреждения.

     1.6. В процессе занятий обучающиеся 
должны соблюдать порядок проведения 
учебных занятий.

     1.7. Обучающиеся, допустившие невыполнение 
или нарушение инструкции по 
охране труда, привлекаются к 
ответственности, со всеми обучающимися 
проводится внеплановый инструктаж 
по охране труда. 

  1. Требования  безопасности перед  началом занятий

     2.1. Надеть купальный костюм (плавки) и на голову плавательную шапочку.

     2.2. Убедиться в том, что температура 
воды не ниже установленной 
нормы.

     2.3. Сделать перерыв между приемом 
пищи и купанием не менее 
45-50 мин.

     2.4. При купании в естественном 
водоеме оборудовать специально 
отведенное для этого место, 
подготовить спасательные средства (спасательные круги, веревки, 
шесты, спасательные лодки и 
т. д.).

     2.5. Сделать разминку, выполнив несколько 
легких упражнений. 

  1. Требования  безопасности во время  занятий

     3.1. Входить в воду только с 
разрешения учителя (преподавателя, 
тренера, воспитателя) и во 
время купания не стоять без 
движений.

     3.2. Внимательно слушать и выполнять 
все команды и сигналы учителя 
(преподавателя, тренера, воспитателя).

     3.3. Не прыгать в воду головой 
вниз при недостаточной глубине 
воды, при необследованном дне 
водоема и при нахождении вблизи 
других пловцов.

     3.4. Не оставаться при нырянии 
долго под водой.

     3.5. Не купаться более 30 мин, если 
же вода холодная, то не более 
5-6 мин.

     3.6. При купании в естественном 
водоеме не заплывать за установленные 
знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться на большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам. 

  1. Требования  безопасности в аварийных  ситуациях

     4.1. Почувствовав озноб, быстро выйти 
из воды и растереться сухим 
полотенцем.

     4.2. При судорогах не теряться, стараться 
держаться на воде и позвать 
на помощь.

     4.3. При утоплении немедленно сделать 
пострадавшему искусственное дыхание 
до восстановления самостоятельного 
дыхания, при необходимости отправить 
пострадавшего в ближайшее лечебное 
учреждение и сообщить об этом 
администрации учреждения.

     4.4. При получении травмы оказать 
первую помощь пострадавшему, 
при необходимости отправить 
его в ближайшее лечебное учреждение 
и сообщить об этом администрации 
учреждения. 

  1. Требования  безопасности по окончании  занятий

 

     5.1. Выйдя из воды, вытереться полотенцем 
насухо и сразу же одеться.

     5.2. При низкой температуре после 
купания, чтобы согреться, проделать 
несколько легких гимнастических 
упражнений.

     5.3. Проверить по списку наличие 
всех обучающихся. 

  1. Основные  требования, предъявляемые  ксодержанию плавательных бассейнов

     Вода 
в бассейнах должна соответствовать 
требованиям, предъявляемым к питьевой воде (ГОСТ 2874-73  «Вода  питьевая»). Для занятий плаванием можно использовать не только пресную, но морскую и минеральную воду. Качество воды должно быть таким, чтобы в ней исключалось развитие болезнетворных микробов.

  •      Для предупреждения заболеваний необходимы регулярные очистка и смена воды, контроль за ее качеством.
  •      Контроль 
    за эксплуатацией плавательных бассейнов 
    и качеством воды ведется по технологическим показателям и показателям химического и бактериологического анализов.
  •      Химический 
    и бактериологический анализы воды проводятся в лабораториях санитарно-эпидемиологической станции.
Читайте также:  Ундетаб : инструкция по применению

     Температура воды для закрытых бассейнов устанавливается в пределах 24-28°С. В открытых наливных бассейнах температура воды должна быть выше на 2°С, чем в крытых бассейнах.

  1.      Относительная влажность воздуха должна быть 50-65%.
  2.      Вода 
    в природных водоемах для занятий 
    плаванием должна быть проточной и чистой, со скоростью течения не более 10 м/мин.
  3.      Занятия можно проводить при высоте волны не более 0,2 м и температуре воды и воздуха выше 18°С и 22°С соответственно.
  4.      В открытых водоемах места для занятий 
    должны быть выше по течению на 1,5 км или не ближе 2 км вниз по течению от возможного источника загрязнения воды или ближайшего населенного пункта.
  5.      При обучении плаванию в открытом водоеме 
    следует соблюдать следующие требования:

     1. Сдать на ближайшую санитарно-эпидемиологическую 
станцию воду из водоема для анализа и получения разрешения на проведение  занятий в этом водоеме.

     2. Выбрать место для занятия 
с хорошим подходом к воде (пологим спуском). Дно водоема должно быть пологим и иметь твердый грунт без ям, рытвин и посторонних предметов. Максимальная глубина у берега должна быть не больше 50 сантиметров.

     3. Место для занятий должно быть 
огорожено сеткой или решеткой согласно существующим требованиям.

     4. Место для занятий оборудуется 
учебным и спасательным инвентарем (согласно требованиям ОСВОДа)

     5. Во время занятий на берегу 
должен находиться  медицинский работник с необходимым набором медикаментов и приспособлений для оказания помощи пострадавшему на воде.

     6. До начала занятий в воде 
руководитель должен проверить 
дно огороженной части водоема.

  •      В искусственных плавательных бассейнах:
  •      дно ванн должно просматриваться во всех частях бассейна;
  •      на донных всасывающих трубопроводах должна быть установлена и закреплена защитная сетка;
  •      (колпак) высотой 30 сантиметров;
  •      ванна бассейна не должна  иметь сколов на облицовочных плитках. 
  •      Прыжки 
    с вышки и  трамплина  разрешаются, если бассейн имеет
  •      соответствующие характеристики:
Наименование прыжковых снарядов Высота  прыж-кового снаряда,м Глубина воды, м*
Минимальная вперед назад В каждую сторону
Трамплин 1,0 3,5 7,5 1,5 2,5
Трамплин, вышка 3,0 4,0 9,0 1,5 3,5
Вышка 5,0 4,3 10,5 1,5 3,8
Вышка 10,0 5,0 13,5 2,0 4,5
  1. *Указанная глубина должна сохраняться от середины переднего края прыжкового  
  2.      При проведении  занятий в группах 
    по прыжкам в воду все тренировочные снаряды (трамплины, платформы, батуты, акробатические дорожки, подвесные страховочные системы и другие приспособления) должны иметь надежные крепления.
  3.      Требования 
    к снарядам для прыжков в воду должны отвечать соответствующим ГОСТам.

     Места для обучения и оздоровительного плавания в обязательном порядке должны быть обеспечены исправным спасательным инвентарем (спасательные круги, шары в сетках, шесты и т.д.) согласно установленным нормам.

  •      В каждом бассейне в обязательном порядке должны быть легководолазные аппараты, которыми должны уметь пользоваться инструкторы, тренеры.
  •      Курение в помещениях бассейна запрещается.
  •      Устанавливаются электроприборы в помещениях бассейна только с разрешения администрации бассейна при соблюдении соответствующих требований по технике безопасности.
  •      Административный, инженерно-технический и учебно-вспомогательный персонал обязан выполнять все мероприятия, необходимые для создания безопасных условий труда, занятий и следить за выполнением действующего законодательства по охране труда.
  •      За 
    несчастные случаи, происшедшие во время производства работ или проведения занятий, несут ответственность те лица, которые своими распоряжениями, действиями или бездействием нарушили существующие положения по охране труда или не проявили должных мер для предотвращения данного несчастного случая.
  •      Проводящие 
    занятия несут ответственность 
    за правильную эксплуатацию бассейна во время занятий и соревнований.
  1. Основные  требования, предъявляемые  к обеспечению  безопасности при  проведении занятий  в зале «сухого плавания»

     7.1. Допуск к занятиям в зале осуществлять только через регистратуру по прейскурантам (абонементам) в присутствии тренера или инструктора, проводящего занятия.

     7.2. Вход в зал разрешается только в присутствии проводящего занятие после того, как он проверит исправность оборудования и инвентаря.

     7.3. По окончании занятий весь инвентарь и оборудование приводятся в порядок и располагаются в отведенных для них местах.

Источник: https://www.stud24.ru/sport/tehnika…na…po/27546-83345-page1.html

профессиональные болезни пловцов

Несмотря на то, что плавание является весьма безопасным видом спорта, ну нет тут таких травм как в гимнастике или легкой атлетике, тем не менее профессиональных заболеваний у пловцов хватает!

Первое, ну и самое понятное, – это проблемы с суставами: плечевой (кролисты и дельфинисты) и коленный (в основном у брассистов).

А вот о чем говорят научные статьи:

Травматологические заболевания.    Колоссальная нагрузка на плечевой сустав может вызвать: теноит – (воспаление сухожилий), бурсит – (воспаление суставной сумки.)

Оттоларингологические заболевания пловцов и ныряльщиков: острый и диффузный внешний отит, ринит, отомикоз, экзостоз, травматологический разрыв барабанной перепонки, инфекции среднего уха, баротравмы внутреннего уха.

        «Если бы вы могли уменьшиться до размера блохи и вползти в ухо пловца, то вы, вероятно, увидели бы раздраженный и покрасневший ушной проход. Вы бы заметили, что там мало серы.

Он был бы влажным, с запахом и липким от бактерий, прорывших ходы и туннели в коже». То, что вы увидели бы в ухе пловца, это классический случай наружного отита, инфекционного заболевания, известного также как «ухо пловца».

Все, что требуется для стойкого заболевания под названием «ухо пловца», это пара ушей и не просыхающая влажность.»  http://medportal.ru/encyclopaedia/otolaryngology/Uho/1/

Интенсивные тренировки с предельными нагрузками ослабляют иммунитет! Физическое истощение увеличивает восприимчивость организма к инфекциям!

Со стороны сердечно-сосудистой системы: аритмия сердца, ишемия, стенокардия.

Еще упоминаются кожные и грибковые заболевания, плохое воздействие хлора на зубы. Ну также можно добавить отваливающиеся волосы и ногти (тоже из-за хлора).

Короче, если хотите быть здоровыми, то завязывайте с плаванием!))) (шутка)  Как говорится, шахматы тоже спорт!

Можно было бы подумать, что профессиональные заболевания бывают только в спорте высших достижений, но со своей стороны могу сказать, что это не так. Достижений нет, а заболевания имеются.

Больные суставы (бедро и правое колено), хронический гайморит (об этом научные статьи умалчивают ), вспоминаю еще велоэргометрическое исследование, на котором ахающие докторши сказали: «У нормальных людей, при повышении нагрузки пульс учащается, а у вас замедляется .» и  т.д.

Боюсь и предположить, что происходит с людьми, которые занимались или занимаются плаванием более серьезно!  А быть может кому-то удалось остаться здоровым?

В общем, можем все тут дружно поныть, пополнить список заболеваний пловцов и выложить действенные методы лечения или упреждения «плавательных» болезней!

Источник: https://in-swimming.livejournal.com/29113.html

Правила поведения на воде. Профилактика утоплений

Всем известно, что лучший отдых — это отдых у воды. Это спорт, плавание, рыбалка, игры в воде, катание на лодках, гидроциклах и т.п.

Но, к сожалению, вода может доставлять не только удовольствия, но и привести к трагическим последствиям, беде.

С наступлением купального сезона, особенно если лето выдается жарким, резко возрастает приток отдыхающих к воде, и соответственно увеличивается количество несчастных случаев, даже, казалось бы, на самых безопасных мелких городских водоемах.

Каждый может оказаться в ситуации, когда исключительно от его умелых действий будет зависеть его жизнь и жизнь рядом находящегося человека. Поэтому полезно вспомнить основные правила безопасного поведения на водоемах и способы помощи утопающим, твердо сознавая при этом, что на воде несравненно легче предупредить несчастье, чем ликвидировать чрезвычайную ситуацию. 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

  1. Купайтесь только в специально отведенных местах, на оборудованных пляжах, где в случае несчастного случая вы можете получить специализированную помощь спасателя.
  2. Не купайтесь в состоянии алкогольного опьянения. Это основная причина гибели людей на воде.
  3. Не подплывайте к близко идущим (стоящим на якоре, у причалов) судам, катерам, лодкам, плотам, не ныряйте под них — это опасно для жизни, вас может затянуть под днище, винты, ударить бортом, захлестнуть волной.
  4. Соблюдайте правила пользования лодками и другими плавательными средствами: не перегружайте их, не раскачивайте, не прыгайте с них в воду, при необходимости залезть в лодку, делать это надо со стороны носа или кормы, чтобы не опрокинуть ее. Помните, что кто-то из находящихся в лодке может не уметь плавать.
  5. Не пользуйтесь надувными матрацы, камерами, досками особенно при неумении плавать. Даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.
  6. Если не умеешь плавать, заходи в воду только по пояс.
  7. Не заплывайте за буйки и другие ограждения, установленные в местах для купания. Они предупреждают: дальний заплыв — это переохлаждение, мышечное переутомление, судороги, гибель.
  8. Не допускайте шалостей на воде, связанных с нырянием и захватом купающихся, не балуйтесь на воде, не пугайте других.
  9. Не подавайте ложных сигналов бедствия.
  10. Не купайтесь в одиночку в вечернее и ночное время суток.

ЕСЛИ ВЫ ОТДЫХАЕТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ

  1. Обратите внимание на дно водоёма: оно должно быть чистым, неглубоким, без коряг, водорослей и ила.
  2. Проверьте, нет ли на берегу битого стекла, острых камней и других опасных предметов.
  3. Располагаясь с ребёнком выбирайте место в тени деревьев, избегая прямых солнечных лучей.
  4. Проконтролируйте наличие у ребёнка головного убора.
  5. Не допускайте ситуаций, когда ребёнок находится возле водоёма один.
  6. Наблюдайте за ребёнком, когда он играет на берегу, не упускайте ребёнка из вида.
  7. Вхождение в воду с ребёнком должно происходить постепенно, за руку. Резкое вхождение в прохладную воду может вызвать сбой сердцебиения и возникновение судороги.
  8. Не позволяйте ребёнку нырять с ограждений или берега.
  9. Пресекайте шалости детей на воде.
  10. Не допускайте переохлаждения ребёнка, чередуйте игры на берегу с купанием.

САМОСПАСАНИЕ

  1. В воде появились судороги: свело руки или ноги. Не теряйся, старайся удержаться на поверхности воды, плывя на спине. Энергично разотри сведенную мышцу. Если есть на берегу люди, не стесняйся позвать их на помощь.
  2. Если случайно хлебнул воды. Остановись, приподними голову над водой и откашляйся. Энергичные движения рук и ног помогут тебе держаться вертикально в воде, а потом приплыть к берегу.
  3. Попав в водоворот, набери побольше воздуха в легкие. Погрузись в воду и сделай сильный рывок в сторону по течению, всплывай на поверхность.
  4. Запутавшись в водорослях, не делай резких движений и рывков. Ляг на спину и постарайся мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если это не поможет, нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.
  5. Попав в сильное течение, не теряйся, не плыви против потока. Плыви по течению, постепенно смещаясь к берегу.

 Основное при самоспасании – не впасть в панику, владеть собой, спокойно предпринимать все необходимые меры для выхода из создавшегося положения.

ПОМОЩЬ УТОПАЮЩЕМУ

Если вы заметили тонущего человека или услышали крики о помощи, немедленно сообщите о происшествии в службы спасения (звоните   по номеру 101 и 112). Занесите в память вашего сотового телефона  этот номер.

Спасатели всегда готовы оказать помощь терпящему бедствие на воде, они имеют для этого соответствующее снаряжение, в том числе и для подъема, утонувшего с грунта (дна) и последующего его оживления, если он находился под водой не более 6 минут, поэтому действовать надо решительно и оперативно.

Если поблизости нет спасательной станции, некому придти на помощь, кроме вас, прежде всего, оцените свои возможности и, если вы уверены в своих силах:

  1. Посмотрите, нет ли рядом спасательного круга или другого предмета, способного увеличить плавучесть человека (палки, доски), бросьте его на максимальное расстояние в сторону тонущего. Подплывите к нему (но не вплотную), постарайтесь успокоить и ободрить. Выясните, контролирует ли он свои действия, если тонущий не потерял самообладание, то помогите ему держаться на воде и добраться до берега, при этом он может держаться за ваши плечи.
  2. Если терпящий бедствие потерял самообладание, то действовать надо осторожно, чтобы он не увлек вас за собой под воду. Подплыв, надо нырнуть под него и, взяв за ноги, вытолкнуть вверх, одновременно разворачивая его к себе спиной. Оказавшись сзади, захватите своей рукой обе руки тонущего под локти, приподнимите и разверните его лицом вверх над поверхностью воды, чтобы он мог дышать. Ваша вторая рука при этом остается свободной, и вы можете плыть и транспортировать тонущего к берегу.
  3. Если человек уже погрузился под воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.
Читайте также:  Правильное питание во время беременности

Подняв потерпевшего из воды и доставив его на берег, попросите находящихся поблизости людей вызвать «Скорую помощь» и немедленно начинайте его оживление.

  1. Очистите рот и нос пострадавшего платком или краем рубашки от грязи и ила, повернув его голову набок.
  2. Положите его животом на согнутое колено (голова должна свешиваться вниз), резко нажимая раскрытыми ладонями между лопаток, удалите воду из дыхательных путей и желудка.
  3. После удаления воды немедленно начинайте делать искусственное дыхание «рот в рот» и непрямой массаж сердца одновременно. Искусственное дыхание. Уложите пострадавшего на спину на ровную твердую поверхность, максимально запрокиньте его голову назад (это важно), встаньте на колени слева от него, зажмите ему ноздри. Сделайте глубокий вдох, приложите губы к губам пострадавшего (желательно через платок) и с силой выдохните в него воздух. Ритм искусственного дыхания 12-16 раз в минуту. Непрямой массаж сердца. Одну ладонь положите поперек нижней части грудины, другую ладонь — поверх первой накрест. Надавите на грудину запястьями так, чтобы она прогнулась на 3-4 см, и отпустите. Прогибать нужно сильно, толчком, используя вес своего тела. Массаж осуществляется только прямыми руками. Ритм — 60-70 надавливаний в минуту. Для оживления желательно участие двух человек: один делает массаж сердца, другой искусственное дыхание. Если оживление проводит один человек, то рекомендуют проводить 2 последовательных вдувания и 15 надавливаний на грудную клетку. Если помощь оказывают два человека, то через каждое вдувание делается 4-5 ритмичных надавливаний.

Источник: https://sad12rechitsa.schools.by/pages/pravila-povedenija-na-vode-profilaktika-utoplenij

Техника безопасности при проведении занятий на воде и прикладное плавание

Правила безопасности при купаниях и проведении занятий по плаванию. Статистические данные об утоплении.

Профилактика утопления: проблема обучения всего населения плаванию; быстрота и качество обучения плаванию и утопление; правильная организация и дисциплина на занятиях плаванием; условия и упражнения, вероятность утопления при которых особенно велика (переохлаждение, холодовой шок, острое кислородное голодание при нырянии, «травма ныряльщика», плавание при сильной волне и течении, плавание в одежде, судороги и т.п.).

Основные разделы прикладного плавания и их содержание. Техника и методика обучения прикладному плаванию и нырянию (способ плавания на боку, брасс на спине, ныряние в длину и глубину различными способами, транспортировка утопающих).

Спасание тонущих с помощью табельных и подручных спасательных средств. Действия при спасании тонущих вплавь в различных случаях и условиях. Ныряние, поиск и доставание утонувшего со дна. Особенности приемов транспортировки тонущего и помощи в доплывании уставшему пловцу. Приемы выноса пострадавшего на берег.

Оказание первой доврачебной помощи при различных случаях и видах утопления. Оживление тонувшего (обеспечение проходимости дыхательных путей, искусственное дыхание, наружный массаж сердца). Основные требования к оживлению тонувшего и прекращению действий по его оживлению.

Практические занятия (10 ч)

Совершенствование техники прикладных способов плавания (на боку и брасс на спине); упражнений, применяемых на суше и в воде для обучения прикладным способам плавания.

Совершенствование техники ныряния в длину и глубину. Приемы, обеспечивающие безопасное ныряние. Упражнения, применяемые для обучения нырянию в длину различными способами (кролем с помощью движений одних ног, брассом с гребком до бедер, способом на боку, с движениями ногами кролем, а руками брассом).

Совершенствование приемов спасания тонущего. Прикладные прыжки в воду. Приемы освобождения от захватов тонущего. Способы транспортировки тонувшего (на боку, на спине с движениями ногами кролем и брассом). Упражнения, применяемые на суше и в воде для освоения способов транспортировки тонувшего. Приемы выноса пострадавшего из воды на низкий и высокий берег.

Совершенствование техники приемов оживления тонувшего на манекене или партнере. Приемы освобождения легких тонувшего от воды, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Последовательность действий при спасании тонущих вплавь в различных условиях. Совершенствование всего комплекса приемов спасания тонущих. Оценка правильности действий и исправление ошибок.

Плавание в экстремальных условиях (в холодной воде, в водорослях, в ночное время, в одежде, при сильной волне, течении, водоворотах и т.п.). Судороги при плавании. Раздевание в воде.

Способы отдыха на воде.

Источник: https://studref.com/650224/meditsina/tehnika_bezopasnosti_provedenii_zanyatiy_vode_prikladnoe_plavanie

Общие требования по безопасности при проведении занятий по плаванию

Занимаясь плаванием,
человек в определённой степени рискует
получить простудное заболевание.

Кроме
того, постоянное попадание холодной
воды в уши может вызвать раздражение
наружного слухового прохода, что в
последующем нередко приводит к отиту
среднего уха.

Возможны и различные механические травмы: потёртости, ссадины,
ушибы, растяжения, надрывы и разрывы
мышц и связок, разрывы барабанных перепонок, шок. Общие требования по
безопасности на занятиях по плаванию
заключаются в выполнении следующих
правил:

  1. К занятиям по плаванию допускаются студенты, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

  2. Должны неукоснительно соблюдаться установленные правила поведения.

  3. Занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие на занятия не допускаются.

  4. В бассейне категорически запрещается шуметь, бегать, толкаться, подныривать, переходить на «чужую» дорожку, подавать ложные сигналы о помощи, входить на вышку и прыгать с неё без разрешения

  5. преподавателя, висеть на дорожках, бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель.

  6. Занятия по плаванию должны быть обеспечены средствами для спасения утопающих.

  7. Почувствовав усталость, надо спокойно плыть к бортику. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь. При оказании помощи не хвататься за спасающего, а помогать ему буксировать себя на мелкое место.

  8. Студенты должны внимательно слушать и выполнять все команды преподавателя.

  9. Вход в воду осуществляется с разрешения преподавателя, при наличии инструктора по плаванию.

  10. При нырянии нельзя долго оставаться под водой.

  11. Почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

Требования безопасности перед началом и после занятий по плаванию

Перед началом
занятий по плаванию следует выполнять
следующие правила: перерыв между приемом
пищи и плаванием должен быть не менее
45 минут; каждый занимающийся должен
иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую
спортивную форму; перед началом занятий
занимающийся должен

тщательно вымыться
в душевой с мылом и мочалкой, на что
даётся 10 минут. После занятий разрешается
мыться не более 3-5 минут (без мыла).
Категорически запрещается приносить
с собой шампунь или жидкое мыло в
стеклянной посуде; плавать в бассейне
разрешается в резиновых шапочках.

По окончании
занятий по плаванию следует: при низкой
температуре, чтобы согреться, проделать
несколько гимнастических упражнений;
выйдя из воды, вытереться полотенцем
насухо, вымыться в душевой; строго
запрещается заходить в бассейн после
окончания занятий.

Общие требования безопасности при проведении занятий по спортивным играм

К занятиям
спортивными играми допускаются студенты,
прошедшие медицинский осмотр и инструктаж.

Они должны иметь спортивную форму,
предусмотренную правилами игры, и
обязаны соблюдать правила пожарной
безопасности, если занятия проводятся
в спортивном зале; знать места расположения
первичных средств пожаротушения и
порядок действий в случае эвакуации
при возникновении пожара или стихийного
бедствия.

Во время игр
занимающиеся могут при падениях,
столкновениях и выполнении индивидуальных
игровых действий получить различные
травмы. Поэтому занятие должно быть
обеспечено аптечкой для оказания первой
медицинской помощи.

Обеспечение мер
безопасности во время игр достигается
выполнением следующих основных правил:
занятия должны проводиться на спортивных
площадках и в залах, отвечающих требованиям
правил игры; перед игрой студенты должны
снять все украшения.

Ногти на руках
должны быть коротко подстрижены, очки
закреплены резинкой и должны иметь
роговую оправу; на занятиях необходимо
соблюдать дисциплину, строго выполнять
требования и указания преподавателя;
игра должна проводиться на сухой
площадке; если она проходит в зале, пол
должен быть чистым и сухим; все острые
и выступающие предметы, находящиеся в
зале, должны быть заставлены матами или
ограждены; тренировочные игры должны
проводиться в соответствии с правилами;
занятия должны проводиться под
руководством преподавателя.

Источник: https://studfile.net/preview/7369564/page:8/

Меры предосторожности и правила поведения на воде

Предупреждение несчастных случаев и травматических повреждений при обучении плаванию обеспечивается за счет: правильной организации и проведения занятий, высокой дисциплинированности занимающихся, наличия аптечки и специальных средств в местах занятий.

Руководитель занятий по плаванию:

  • • разрешает входить в воду и выходить из нее только по команде;
  • • знает и систематически проверяет количество занимающихся до входа в воду, во время пребывания их в воде и после выхода из нее;
  • • проводит обучение стартовому прыжку не на глубокой части бассейна (глубина воды не менее 1,2 м);
  • • запрещает прыжки в воду с вышки при обучении плаванию;
  • • прекращает занятия на воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа» или посинение губ).

Во избежание получения травм и заболеваний в каждом бассейне приняты строгие правила поведения:

  • • пользоваться только личным имуществом (резиновая шапочка, очки, плавки или купальник, тапочки, махровый халат или полотенце, мыло, мочалка, пакет для обуви);
  • • посещать занятия только с разрешения врача;
  • • входить в раздевалку бассейна только в спортивной обуви;
  • • мыться с мылом под душем перед выходом к воде;
  • • входить в воду только с разрешения руководителя занятия в плавках или купальнике, с резиновой шапочкой на голове;
  • • плавать только по правой стороне дорожки в 5-7 м друг от друга;
  • • не сидеть на поплавках, разделяющих дорожки, устраивать различные игры в воде, а также плавать поперек дорожек, топить друг друга, производить прыжки с вышки (трамплина);
  • • выходить из воды только с разрешения руководителя занятия.

После окончания занятия необходимо помыться под душем,

просушить волосы, адаптироваться и только после этого покинуть бассейн.

На занятиях по плаванию возможны экстремальные случаи. Каждому нужно быть готовым умело оказать помощь на воде и уметь производить искусственное дыхание после извлечения пострадавшего из воды. Эти навыки приобретаются под руководством преподавателя.

На случай непредвиденных обстоятельств необходимо знать, как оказать помощь пострадавшему. Следует быстро войти в воду и подплыть к нему сзади во избежание его захватов. Можно подплыть и спереди и за 2-3 м до него погрузиться в воду, подплыть к утопающему, взять его за туловище или за ноги, повернуть к себе спиной и, захватив одной или двумя руками, плыть с ним к борту бассейна.

Наилучшие способы плавания с пострадавшим: брасс на спине; брасс на груди, выполняя гребковые движения ногами и одной рукой; способ на боку, работая нижней рукой и ногами.

Пострадавшего, извлеченного из воды в бессознательном состоянии, надо подготовить к искусственному дыханию и произвести его, а также сделать манипуляции, восстанавливающие кровообращение, затем согреть.

При быстрой и правильно оказанной первой помощи утопавший может быть возвращен к жизни даже после продолжительного пребывания под водой. Затем следует немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

При извлечении пострадавшего из воды ему надо открыть рот. Для удаления воды, его укладывают животом на колено и несколько раз сильно встряхивают.

Затем проводится искусственное дыхание способом «изо рта в рот» или «изо рта в нос» до полного восстановления функции дыхания пострадавшего (иногда это происходит через два часа и более). С возобновлением дыхания пострадавшего переводят в теплое помещение и прикладывают к его ногам грелки.

Для усиления кровообращения рекомендуется растирание тела полотенцем или губкой по направлению к сердцу. Когда дыхание восстановится, пострадавшему надо дать теплого крепкого чая или немного вина.

Плавание — важный раздел физической подготовки. Научить плавать курсантов и слушателей — одна из главных задач преподавателя. От его подготовки к занятиям, методического мастерства во многом зависит успех обучения и воспитания.

Особое внимание уделяется при этом слабо подготовленным слушателям и курсантам. Во избежание травм и несчастных случаев на занятиях в бассейне требуется высокая дисциплинированность.

Все должны уметь оказывать квалифицированную помощь пострадавшим на воде.

Источник: https://studwood.ru/1028870/turizm/mery_predostorozhnosti_pravila_povedeniya_vode

Техника подводного плавания. Тактика и приемы подводной охоты. Правила безопасности

Когда вы отплываете от берега с подводным ружьем в руке и осматриваетесь, отыскивая добычу, помните, что количество замеченной вами рыбы существенно зависит от того — как вы плаваете.

Читайте также:  Гемопоэтические стволовые клетки пуповинной крови

Плавать надо бесшумно — во всех случаях, при любом состоянии водоема. Прежде всего, не следует делать всплесков и захватывать ластами с поверхности воды пузырьки воздуха.

Прибой не помешает рыбам услышать шорох и бульканье этих пузырьков, потому что такой шум непривычен для водных обитателей.

Старайтесь, чтоб ваши ласты были все время под водой, на глубине около полуметра. Не делайте быстрых и резких движений, особенно руками. Руками вообще старайтесь двигать поменьше.

Всегда имейте в виду, что вы можете быть под водой источником такого шума (инфразвука), который Вам самому не слышен, но зато предупреждает все живое вокруг о вашем приближении.

Погрузившись под воду, вы проникаете в новый мир. Там свои законы и обычаи. К этому обстоятельству не стоит относиться с пренебрежением, поэтому старайтесь с первых же дней охоты выработать бесшумную и экономичную «охотничью» технику плавания.

Обычно, пытаясь пояснить, какие движения ластами надо делать, мы говорим: «Как при плавании «кролем», или как при езде на велосипеде».

Однако каждый, видимо, согласится, что охотнику лучше всего было бы подражать естественным движениям обитателей моря.

Сложив наши ласты вместе, мы увидим подобие рыбьего хвоста, вернее хвоста дельфина (поскольку он расположен горизонтально). Правда, мы двигаем половинками нашего хвоста раздельно и попеременно, но это в принципе не так важно — главное в том, как именно это надо делать.

Как же плавают наши «морские родственники» — теплокровные животные — киты, дельфины и тюлени? Прежде всего, их движения не сводятся просто к изгибам хвоста и размахиванию им вверх и вниз. Так что наш пресловутый «кроль» тут ни при чем.

Животное делает сложные, волнообразные движения всем телом, а хвостовой плавник завершает эти движения, двигаясь одновременно как вверх и вниз, так и по кругу, расположенному в поперечной плоскости, то есть описывает спираль.

Точно скопировать такое движение мы не можем, однако вполне возможно придать движениям наших ног «волнообразный» характер. Для этого надо последовательно и в определенной мере сгибать ноги в бедрах, коленных и голеностопных суставах. При этом ступни и пальцы будут давать завершающие толчки, усиленные незначительным поперечно-круговым движением.

В целом все это, конечно, несколько напоминает езду на велосипеде, но еще больше похоже… на обычную ходьбу, с той разницей, что при ходьбе мы чувствуем ступней и пальцами твердую опору, а при плавании — мягкую и податливую. Эта разница изменяет только характер движений, но никак не их сущность.

Все, что здесь сказано, говорилось вовсе не к тому, чтобы вы занимались непрерывным анализом своих движений. Это было бы наилучшим способом не сдвинуться с места.

Все же, отплывая от берега, или возвращаясь с охоты, присматривайтесь к своим движениям, приучайтесь к правильному стилю плавания. И в то же время не торопитесь — правильная техника придет сама по себе, со временем.

Плавание станет естественным, чисто рефлекторным движением, как ходьба, а потому будет бесшумным и не утомительным.

В первые дни охоты вы придете к заключению, что рыба появляется все время как-то неожиданно, заставая вас врасплох. Ваш гарпун будет не встречать рыбу, а догонять ее — и всегда безуспешно. Безусловно, все это будет как раз обратным тому, к чему вы стремитесь.

Возможно, вы вспомните слова Олдриджа о том, что в Черном море (и, видимо, еще более в других наших морях) рыба «не искушена в житейских делах», что стрелять в нее как-то «неловко» из-за ее легкомысленной доверчивости, и так далее, и вы, может быть, начнете проклинать себя за неспособность, а свое оружие — за плохую дальнобойность. Но вспомните, что Олдридж — опытный подводный охотник, у него бывала хорошая добыча и там, где охотников больше, чем рыбы. Так что не отчаивайтесь. Постарайтесь побыстрее понять, что рыбы ничуть не менее хитры и ловки, чем «сухопутная» дичь, и относитесь к ним с уважением, как к достойным партнерам в опасной игре, которую затеяли с ними вы — человек с подводным ружьем.

Судьба рыбы, как и всякого живого существа, зависит от тысяч случайностей. Кроме того, охранительные рефлексы у рыб вырабатывались тогда, когда еще под воду не проникал человек с его пытливым и изворотливым сознанием, а человек быстро узнает, в какой момент и с какой стороны рыбы не ожидают опасности, и использует любую случайность.

Чаще всего рыбы отвлекаются от опасности поисками пищи и едой. В остальное время они более или менее настороже, особенно, если видят врага.

Очень остро реагируют рыбы на опасность сверху — с этой стороны на них нападают бесчисленные теплокровные хищники — птицы, тюлени и китообразные (к этой компании давно присоединился и человек).

Большую осторожность проявляют рыбы, заметив опасность спереди и сбоку, поскольку они подвергаются нападениям своих сородичей. Значительно слабее реагируют рыбы (особенно крупные) на опасность снизу — на дне обитает значительно меньше рыбьих врагов, чем в толще воды и на поверхности.

Таким образом, оказывается, что наиболее верный способ застать рыбу врасплох — подобраться к ней со стороны дна, желательно сзади, и особенно в тот момент, когда она кормится. В конечном итоге для успеха подводной охоты необходимо то же, что и для «сухопутной» — случаи, которые надо ждать, и навыки, которыми надо владеть.

Мы говорили, что количество замеченной вами рыбы зависит от того, как вы плаваете. Теперь пришло время сказать, что количество подстреленной вами рыбы зависит от того, как вы ныряете. Разумеется, нет правил без исключения.

Возможно, вы не раз подстрелите рыбу и прямо у поверхности, особенно, если ваша встреча будет внезапной (например, в малопрозрачной воде) и рыба раньше вас остолбенеет от испуга или от любопытства.

Залог успеха в таких случаях — острота чувств и ловкость движений, характерные для опытных охотников, тем более, что стрелять приходится в лёт, по быстро движущейся цели.

Начинающему же лучше применять верные приемы, не пытаясь сразу соревноваться в проворстве и быстроте реакций с уроженцами морских глубин. Самый же верный «заход на цель» — сзади и снизу.

Нырять надо бесшумно и спокойно, без резких и торопливых движений, которые моментально утомят вас под водой и испугают рыбу. «Утопите» голову, коснувшись подбородком груди, и сделайте гребное движение свободной рукой.

Ластами надо работать только тогда, когда они полностью скроются под водой — этот момент обязательно надо чувствовать, что достигается тренировкой.

Напомним важнейшие правила безопасности:

1. Никогда не ныряйте «на выдохе», то есть без запаса воздуха в легких. Вы можете увлечься, и, наконец, ваша нервная система скомандует дыхательным мышцам: «вдох» и никакое усилие воли не поможет его предотвратить. Это будет непроизвольный, автоматический вдох, опасность которого очевидна.

Некоторые ныряльщики иногда прибегают к погружению «на выдохе», поскольку оно облегчено из-за уменьшенной плавучести тела. Однако каждое такое погружение может стоить им жизни.

2. Не затягивайте чрезмерно ваше пребывание под водой, чем бы вы там ни занимались. Злоупотребление очень продолжительным нырянием вредно для здоровья.

Сколько бы вы ни находились под водой, всплывайте быстрее, сильно работая ластами.

Погружайтесь всегда «шагом», а всплывайте «бегом».

3. При всплытии воздух, задержанный в легких, никогда не выпускайте до тех пор, пока ваша голова не окажется над поверхностью воды.

В «Советах врача» В. Суровикина, опубликованных в сборнике «Рыболов-спортсмен», содержится противоположное указание: «При всплытии необходимо стараться не задерживать воздух в легких, особенно, если он в избытке».

Ни в коем случае не следуйте такому «совету» — это очень опасно! В.

Суровикин непростительно спутал ныряльщика с аквалангистом, который дышит под водой сжатым воздухом, и при всплытии, когда наружное давление на грудную клетку уменьшается, должен освободить ее от сжатого воздуха, чтобы избежать повреждения («баротравмы») легких.

Помните — ныряльщик, делающий выдох под водой, рискует утонуть!

4. Последнее правило — выдох после всплытия делайте сильным, резким толчком, чтобы мгновенно и полностью удалить из шноркеля воду и беспрепятственно возобновить дыхание.

Некоторые ныряльщики при погружении выпускают изо рта загубник, мотивируя это тем, что после всплытия так легче «отдышаться».

Такой способ нерационален, так как возня со шноркелем помешает вам сразу же после всплытия продолжать наблюдение за рыбой.

Какой же способ ныряния является наилучшим с «тактической» точки зрения? Быстрое вертикальное погружение на наибольшую глубину и как можно дальше от того места, где находится рыба, с тем чтобы приблизиться к ней уже под водой.

Большинство рыб, доступных охотнику, обитает или «пасется» недалеко от берега. Поэтому лучше всего нырять, заходя со стороны открытого моря.

При этом вы окажетесь, как правило, в наивыгоднейшем положении — вы будете приближаться к рыбе снизу, с той стороны, где нет настораживающего шума прибоя.

Если дно имеет крутой наклон и на нем лежат крупные камни, вы очень легко сможете подобраться к рыбе незаметно на дистанцию самого верного выстрела на 1—1,5 метра. Кроме возможности сделать верный выстрел, такое ныряние доставит вам и наиболее яркие впечатления.

Вы плавно скользите в сине-зеленой мгле, почти касаясь грудью косматых водорослей, которые колышутся на подводных камнях. Где-то далеко наверху переливается ртутью и перламутром поверхность моря, а впереди на небольшой песчаной «лужайке» тускло отливает серебром полуметровая кефаль.

Она роется носом в песке и потряхивает хвостом, извлекая какую-то добычу. До рыбы уже не более метра по «подводному счёту»… Стоп! Еще мгновение, и она заметит вас… Не спуская глаз с рыбы, вы неуловимо быстрым и осторожным движением наводите ружье.

Не прицеливайтесь, смотрите только на рыбу, ваши глаза и руки сделают свое дело!

Выстрел! Резкий металлический звук, и гарпун исчезает впереди, где в облаке взметенного песка бешено скачет, сверкая чешуей, раненая рыба — ваша первая крупная добыча…

Но где же гарпун? Все в порядке, он здесь, он скачет вместе с рыбой, глухо позвякивая о камни.

Вы замерли от неожиданности, и, если бы не грозный сигнал откуда-то из глубины груди, где колотится задыхающееся сердце, неизвестно, сколько бы вы висели в пространстве, нелепо задрав ноги.

Вы устремляетесь наверх, и к вам приходит радость победы. Она переполняет вас, пока вы, широко размахивая ластами, торжественно всплываете. Едва продув шноркель, вы напряженно всматриваетесь в глубину.

Зрелище, которое предстает перед вами, снова заставляет вас оцепенеть. Рыба делает огромные прыжки, с неистовой быстротой свиваясь в кольцо и распрямляясь снова.

Вам кажется, что внизу пляшет ожившая пружина из блестящей полированной стали.

Теперь осталось только подтянуть к себе добычу за трепещущий шнур… И вдруг рыба делает колоссальный скачок в сторону, а потом, лежа на боку и извиваясь, мчится прочь, и рыжая струя крови тянется вслед за ней до тех пор, пока рыба не скроется из глаз.

Не огорчайтесь! Это бывает со всеми охотниками. Запомните правила:

  1. Как только вы увидали, что гарпун попал в рыбу, бросайтесь вслед за ним и хватайте рыбу руками. Раненая рыба бьется иногда с такой силой, что круглый стержень гарпуна буквально прорезает ее тело.
  2. Не освобождайте рыбу от гарпуна, пока не посадите ее вполне надежно на кукан.
  3. Подтягивайте за гарпун-линь только такую рыбу, прикосновение к которой опасно. Если она не сорвется с гарпуна тут же, вытаскивайте ее на берег, если сорвется — не жалейте, что потеряли добычу, постарайтесь настигнуть ее снова.
вернуться в раздел дальше

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

добавить страницу в избранное

Источник: https://vodnyimir.ru/Tehnika_plavaniya.html

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector